Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

“Война между Горганом и Киевоблсоветом никак не повлияет на ситуацию в стране”, - Ярослав Москаленко

Лидера парламентской группы “Воля Народа” Ярослава Москаленко называют серым кардиналом Киевщины. Ему приписывают контроль над губернатором столичного региона, с ним связывают имена большинства топ-чиновников и политиков областного уровня. О границах влияния на местную власть...

 

Лидера парламентской группы “Воля Народа” Ярослава Москаленко называют серым кардиналом Киевщины. Ему приписывают контроль над губернатором столичного региона, с ним связывают имена большинства топ-чиновников и политиков областного уровня. О границах влияния на местную власть, конфликте между чиновниками и депутатами, кадровом голоде и самостоятельности председателя КОГА Александра Горгана Ярослав Москаленко рассказал в эксклюзивном интервью КиевVласти.

KV: Сколько времени в вашем рабочем графике отведено столичному региону?

Ярослав Москаленко: Примерно половина рабочего времени. Я даже законы все пишу, исходя из практики Киевской области. Тут мой округ, тут я работал первым замгубернатора, в местных органах власти работал – председателем райсовета, главой райгосадминистрации, в этом году возглавил областную Федерацию футбола, одним словом, тут у меня масса контактов.

KV: Губернатор Киевской области с Вами часто советуется?


Ярослав Москаленко: Да, раз в неделю мы точно общаемся.

KV: Александр Горган - самостоятельный управленец?

Ярослав Москаленко: Да, полностью. На сколько ему позволяет закон и Президент.

KV: А как же группа советников при КОГА, в которую вы также входите. Говорят, без ее одобрения ни одни вопрос в регионе не решается?


Ярослав Москаленко: Группа советников - это, действительно, моя рекомендация. Советники - это не только люди, способные помочь в процессе создания той или иной идеи, это люди, помогающие просчитать риски, помогающие распространять информацию. В итоге, Горган не остается один. У него есть группа советников, которые его поддерживают, подсказывают. В конце концов, это лидеры мнения, и они доносят информацию о деятельности и философию принятия решений до людей, понимая ситуацию изнутри. Но окончательные решения, подчеркиваю, принимает он сам.

KV: А как советники допустили кризис с исполнением программ в регионе?

Ярослав Москаленко: Здесь как раз проблема не в советниках, а в сложности отношений с облсоветом. Облсовет до сих пор живет по старым принципам: скинуть все в кубышку, раздербанить, разделить между своими – угодными и неугодными. Тем более, сегодня - выборы на носу. Некоторым политическим силам не нужна конструктивная работа и, тем более, успешная власть. В связи с этим, есть депутаты, которые политически пытаются раскачать ситуацию. А есть, которые в спайке с должностными лицами пытаются получить материальные блага, а значит, заложить коррупционную составляющую. И какое-то время таких было большинство. В связи с этими фактами администрация совместно с правоохранительными органами и отменила финансирование у части программ облсовета. Но правильные шаги в деятельности КОГА помогли администрации привлечь на сторону здравого смысла уже большинство депутатов КОС. И сегодня таких, кто хочет жить по-старому, уже меньшинство.

KV: Кто должен нести ответственность за нецелевое использование средств и за то, что значительные суммы бюджетных денег без дела висят на казначейских счетах?

Ярослав Москаленко: Нецелевое использование средств – это уголовное дело, и прямая ответственность на распорядителях – должностных лицах.

Если же идет речь о неосвоении бюджетных денег, то тут еще надо разобраться в причинах. За прошлый год по Киевской области все программы, которые внедрялись КОГА, и в том числе госфинансирование, выполнены на все 100%. А что не выполнено – это программы, которые осваивали подконтрольные облсовету структуры. Финансирование они не получили, потому что тендерные процедуры дали возможность завысить в два раза стоимость продукции. И есть факты. Это уже коррупция. И тут должны заниматься правоохранительные органы.

KV: Как вы думаете, Горган и его советники понимают, что постоянно атакуя депутатов он выглядит слабо?

Ярослав Москаленко: Я бы не ставил так вопрос, поскольку позиция КОГА - сильна. Губернатор пропагандирует новую систему управления финансового распределения, где распределителями денег будут города и села, прозрачной системы госзакупок, он работает для людей. А облсовет как раз бьется за централизацию и исключительно за программы, где распределять деньги будут ведомственные им структуры.

На мой взгляд, самая большая победа администрации в 2017-м это то, что губернатор продержался в должности год и вошел в новую стадию работы. Поэтому, я бы не сказал, что он выглядит слабо.

Был бы я на его месте сейчас, меня бы вообще не беспокоил сложный переговорный процесс с областным советом. У него достаточно сегодня денег по Государственному фонду регионального развития, достаточно денег на дороги. К этим вещам облсовет не имеет никакого отношения, как и к тому, что Киевской ОГА в управление передано 6 тыс. км дорог, и их нужно как-то обслуживать. А это уже прямая ответственность ОГА. Поэтому администрации нужно переходить на качественно новый уровень управления. Это и есть основная задача Горгана.

KV: Под качественно новым уровнем вы подразумеваете переориентацию губернатора на мэров и председателей?


Ярослав Москаленко: Да, в том числе. Кстати, позитива в том, что администрация повернулась лицом к общинам много. В этом и есть сила позиций главы. Например, это не даст областному совету раскрутить историю о том, что губернатор Горган давит на местное самоуправление. Горган же не бьется за то, чтобы распорядителями бюджетных средств были департаменты КОГА. Он тоже видит в этом коррупционные риски и сложность контроля, а местные советы и непосредственно люди уж точно лучше проконтролируют использование денег на местах.

KV: После первых 100 дней работы на посту губернатор констатировал полное взаимопонимание с облсоветом. Это была ошибка, провокация или выявление самонадеянности? Почему он заявил публично о том, что полностью договорился с областным советом?


Ярослав Москаленко: У него не было другого выхода. Ему нужно было либо со старта делать попытки сменить главу областного совета, либо показать всем, что он договорился. И они действительно тогда пошли на конструктив, начали совместную работу. Горган тогда сделал то, что устраивало всех - Банковую, облсовет и лично его - он договорился и получил некие гарантии ненападения. Если бы оппоненты тогда не пошли на политический шаг, поддержав обращение за импичмент президента, то никакого конфликта бы не было. Третьего решения не было.

KV: Как Вы считаете, губернатор ведет диалог со спикером КОС Анной Стариковой или с главой областной “Батькивщины” Константином Бондаревым?

Ярослав Москаленко: Я знаю, что он общается с Константином Бондаревым в том числе.

KV: В Киевском облсовете есть платные голосования?

Ярослав Москаленко: Я свечку не держал, но слышал, что такая практика существует. Во всяком случае было несколько громких дел и, даже, в 2016 году арест депутата на рабочем месте за 6 тыс дол. Когда я был депутатом облсовета, тоже существовала практика “ты – мне, я – тебе”. Но это никогда не были деньги, как все думают. У губернатора Анатолия Присяжнюка и главы облсовета Александра Качного всегда было абсолютное большинство. Все вопросы, которые ими вносились, принимались больше чем 80% голосами. Взамен депутаты всегда имели право зайти к ним в высокие кабинеты с вопросами своих округов или даже личного характера. Чем и как они рассчитывались - не знаю, но знаю, точно не деньгами. Анатолий Присяжнюк вообще был суперклассным коммуникатором, который мог красиво и профессионально найти выход с любой ситуации, учитывая интересы абсолютно всех, не ущемляя интересы киевской областной общины.

KV: Когда разрешится конфликт между губернатором и Киевоблсоветом?

Ярослав Москаленко: Сегодня конфликта нет, и хотел бы, чтобы так и было. Во многом это зависит от хода событий в 2018 году. Мы вошли в год перед президентскими выборами, а поэтому политики будет очень много. Плюс, надо понимать, что мы имеем дело с местечковым конфликтом, исход которого основополагающим образом не влияет на ситуацию в государстве.

Вы думаете тот же Бондарев не желает развития Киевщине? Конечно желает, и хорошо знает, что нужно для этого делать. Но он с Горганом – представители двух разных оппонирующих лагерей на президентских выборах. Разве оппонентам Президента нужен эффективный губернатор, качественная областная власть, при которой людям будет комфортно и хорошо? Нет, им нужно, чтоб люди ближе к выборам хотели все поменять, чтобы их не устраивало, и негатив цеплялся к команде Президента. Поэтому, та же “Батькивщина”, “Самопомощь”, и другие партии, у которых есть свои кандидаты на президентские выборы, будут делать все для предотвращения экономической стабильности и политического конструктива в регионе. К сожалению, это чистая грязная политика. И это в целом сегодня проблема всей Украины, а не только Киевской области.

KV: Правда ли, что осенью Горган мог уйти в отставку?

Ярослав Москаленко: Этого хотели многие, но только не Горган, и А.П. Горган на свой риск принял решение сменить всех заместителей. И то, что ему дали это сделать, свидетельствует о высоком доверии АП к самому главе КОГА. Для многих это значительный сигнал.

KV: А что было не так с прошлой командой?

Ярослав Москаленко: Не могу сказать. Спросите у самого главы КОГА.

KV: А правда, что между губернатором и его замами была вражда?

Ярослав Москаленко: Были рабочие конфликты, как это бывает в любом коллективе, были ошибки и разочарования. Были люди, которые никак себя не проявили, были люди чересчур рьяные и талантливые не там, где надо. Но морду никто никому не бил, если вы об этом.

KV: Новые замы лучше?

Ярослав Москаленко: Думаю, по прошествии какого-то времени, губернатор и Киевщина дадут оценку замам. Но в области, действительно, колоссальная проблема с управленческими кадрами. Сегодня нужно на личном авторитете уговаривать людей прийти поработать на должности. Люди не хотят идти во власть. Думаете, Горгану кто-то приказывает, кого брать на должность? Да он найти на эти места не может никого толкового… Сегодня это поиск. Не отбор, а набор. Он пытается искать внутри команды, пытается маневрировать, и да - делает ошибки - от этого никто не застрахован.

KV: Говорят, что новый зам губернатора Андрей Анисимов - это полностью ваш человек.

Ярослав Москаленко: Его выбрал и пригласил губернатор, но я с ним знаком. Познакомился тогда, когда со мной, как с мажоритарщиком, советовались по поводу его назначения главой Полесской РГА, а этот район входит в мой округ. Знает немецкий, английский. Работал начальником отдела экономики в Донецком горсовете. Прошел спецпроверку, в том числе СБУ и у меня нет оснований не доверять госорганам. Да, и в Бородянском и Полесском районах я не знаю человека, который его недолюбливал бы. Когда мне Горган сказал, что у него есть идея относительно Анисимова, я ее, естественно, поддержал.

KV: А с вами советуются, когда речь идет о смене чиновников на мажоритарном округе?


Ярослав Москаленко: Да, советуются. И я не вижу в этом ничего плохого или предосудительного. Если у разных сторон есть полярное видение ситуации - то, понятное дело, идет поиск консенсуса. Но если вы думаете, что за должности глав РГА идет война - вы ошибаетесь. Это далеко не привилегированная должность, на которую очень тяжело найти достойного кандидата.

KV: С вашей подачи в парламенте создано межфракционное объединение “Киевщина”. Его создавали, для того, чтобы придать администрации Александра Горгана больше веса и значимости?

Ярослав Москаленко: С Горганом, это вообще не связано. Межфракционное депутатское объединение существовало и раньше, к примеру было создано и в предыдущем созыве ВР. А создавалось для того, чтобы столичный регион имел мощное лобби в парламенте и в исполнительной власти.

KV: Работой с нынешней администрацией члены “Киевщины” и вы лично удовлетворены?

Ярослав Москаленко: Как бы громко это не звучало, но наше объединение - это своего рода рупор для борьбы против тех, кто плодит коррупционные схемы в области. Когда проблема может быть озвучена с трибуны Верховной Рады и может получить огласку в медиа, это очень важно для местной власти. У Киевской области такой рычаг есть. Пока громких заявлений не было. Но они будут. Есть куча вопросов по коррупционным схемам в медицине, созданых предыдущим руководством департамента, и там откаты только по одной закупке составляют десятки миллионов гривен. Есть масса других примеров. Есть, проблема недоверия к правоохранительной системе, неспособной доводить громкие дела до конца, есть множество фактов распила денег на капитальном строительстве. Радует то, что администрация не боится об этом говорить вслух и просить у парламента поддержки в борьбе.

Или, например, поселок Коцюбинское, ситуацию в котором члены внефракционного обьединения держат на контроле, а также ищут пути решения в конфликте между Коцюбинским и Ирпенем.

Поэтому, да, отчасти удовлетворен.

KV: Главу Киевской областной “Солидарности” Игоря Кононенко будете приглашать в МДО “Киевщина”?


Ярослав Москаленко: Да, кстати, надо пригласить. Хорошая идея, спасибо.

KV: Вы общаетесь с ним?

Ярослав Москаленко: Да, иногда советуемся.

KV: О чем?

Ярослав Москаленко: Обсуждаем политику и ситуацию в Киевской области. Я в регионе знаю по именам и фамилиям почти всех чиновников и многих лидеров мнений на местах, председателей сел. Игорь Витальевич очень много делает хорошего для Киевской области.

KV: Как Вы считаете, почему в Киевской области так вяло идет процесс объединения общин? Какие Ваши прогнозы на будущий год в этом плане?

Ярослав Москаленко: Проблема в том, что все действующие местные главы меряют будущею общину исключительно под себя. Возьмем ситуацию с планами по моему родному Вышгородскому району. Я лично костьми лягу, чтобы не дать объединить Вышгород с Хотяновкой. Что потом делать с левобережьем Вышгородского района, где нет бюджета - неясно. Как будет развиваться застроенный Вышгород? Зачем вообще делать такую общину? По уму, нужно все левобережье района делать Вышгородской общиной. А не думать о том, чтобы кто-то имел гарантию победы на предстоящих выборах после объединения.

Или возьмем другой пример. Мэр Бучи Анатолий Федорук видит себя хозяином всего Приирпенья вместе с половиной Бородянки и частью Вышгородского района. Я не понимаю, что у него в голове… Хотя точно знаю, что это не рационально. У нас в этом регионе уже 10 лет действует шведский эксперимент. Логичнее было бы его довести его до ума – объединить в одну громаду Гостомель, Бучу, Ирпень, Ворзель. Остальные, кто хочет, могут присоединятся к ним. По Коцюбинском мы готовим пакет документов на возможность присоединить его к Киеву. По его расположению, так будет правильнее. Тем более, что есть на это запрос местной громады.

Над этим вопросом нужно серьезно работать, объединяя одних, не нужно топить других. Вот основной принцип, о котором в основном главы существующих общин забывают. Задача областной власти не упускать такие моменты.

KV: То есть, в 2018-м новых общин Киевщине ждать не стоит?

Ярослав Москаленко: Почему? Если будут здоровые объединения, то мы сможем их отстоять и провести там выборы.

KV: Ваш план на 2018 год расписан?


Ярослав Москаленко: Да. Это работа по всем направлениям – в парламенте и на округе как народный депутат, а также в сферах спорта и культуры.

Мы в этом году запустили новый вокальный проект “Яркие дети Украины”, который имеет право проводить общенациональный отбор на международный фестиваль “Санремо Джуниор”. Но для ваших читателей скорее всего будет интересны мои планы по Киевщине. Во-первых, в ближайшие сроки планируем провести заседание МДО “Киевщина”. Депутаты курируют округа и целые общины, местные власти сейчас как раз в бюджетном процессе, вот сейчас им надо будет помочь с отстаиванием бюджетных интересов общин. Также поддержка нашего объединения нужна будет медикам. Киевская область – специфическая, поэтому внедряет собственную модель медреформы, исходя из нужд сельского и городского пациента.

Среди приоритетов – приступить к завершающему этапу строительства школы в Мыкуличах Бородянского района. Деньги уже выделены. Также планирую привлечь 25 миллионов гривен на Немешаевский агроколледж, чтобы подтянуть его материально-техническую базу.

Есть планы хотя бы частично вернуть “чернобыльское” законодательство в части социальной защиты потерпевших от аварии на ЧАЭС и расширить возможности оздоровления детей с пострадавших территорий за счет бюджета. Мы в диалоге с Кабмином.

Еще один приоритет - Федерация футбола Киевщины, возглавлять которую я не соглашался долгое время. Раньше я абсолютно скептически смотрел на всех этих футбольных функционеров, а сегодня заметил более-менее прозрачные процессы внутри Федерации футбола Украины и возможности реально на что-то повлиять. Хочу, чтобы детская лига развивалась, чтобы были построены минимум семь стадионов стандартного размера в области, чтобы у Федерации появился офис, а не подвальное помещение.

Ну, а вообщем, хочу, чтобы не было войны! И это главное.

KиевVласть

Беседовал Игорь Дармостук, Оксана Мельник


 

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: