Завантаження ...

Алкогольная зависимость реформаторов: население протрезвеет от новых «водочных тарифов»

Вопреки решению суда, кабмин готовит рекордное повышение минимальных розничных цен на водку – до 70 гривен за пол-литровую бутылку. Диалоги между пиарщиками правительства и их противниками, нынче напоминают анализ бутылки водки в исполнении оптимиста и пессимиста. Первый считает, что...

 

Вопреки решению суда, кабмин готовит рекордное повышение минимальных розничных цен на водку – до 70 гривен за пол-литровую бутылку

Диалоги между пиарщиками правительства и их противниками, нынче напоминают анализ бутылки водки в исполнении оптимиста и пессимиста. Первый считает, что в ней 40 процентов спирта, второй – что 60 процентов воды.

То есть кто-то по-прежнему убежден в том, что народ и дальше можно зажимать в тиски «реформ». А кто-то справедливо воспринимает их, как попытки залезть в карман населению, которое и без того уже занимает место беднейшего в Европе.

От тарифов до рюмки – один шаг


Яркий пример этого противостояния - «тарифная» эпопея. В суде, который затеяли общественные организации против кабмина, нынче всплывают удивительные факты – правительство не может предоставить прозрачных расчетов формулы цены газа. Разве что торчащие рога интереса крупных воротил энергетического рынка в виде цифр, взятых «с потолка».

Но «тарифные» игры правительства – отнюдь не единственная сфера, где бизнес-лоббисты и чиновники максимально глубоко залазят в карманы граждан. Схемы легального извлечения денег порой очень прозрачны: чтобы разобраться, и пол-литры не нужно.

Между прочим, и сама поллитровка является ярким примером финансовой манипуляции в особо крупных размерах. Цена водки, как и коммунальные тарифы, у нас регулируется отнюдь не рынком, а аппетитами «рыночников». Причем нигде, кроме России, Казахстана и Украины, не предусмотрено существование так называемой минимальной розничной цены (МРЦ) на алкоголь, которую устанавливает правительство.

Справедливости ради нужно отметить, что разговоры об установлении минимальной цены на алкогольную продукцию иногда возникают и в Европе.

Скажем, в Шотландии, Ирландии и Дании эта тема лоббируется медицинскими ассоциациями - исключительно во имя снижения уровня потребления алкоголя. Однако в декабре прошлого года Суд Европейского Союза постановил, что минимальные цены могут ограничивать функционирование единого рынка. Окончательное решение, впрочем, могут принять суды стран, которые посчитают этот инструмент борьбы с «алкоголизацией населения» эффективным. Но после этого вердикта инициатива европейских медиков вновь перешла в режим вялого обсуждения.

Секретное регулирование

А вот Украина, вопреки декларируемому европейскому вектору, уже 10 лет регулирует минимальные цены на алкоголь. При этом никто до последнего времени не знал, во имя чего это делается…

Последнее повышение случилось при кабмине выдающегося реформатора современности Арсения Яценюка - постановление №426 о минимальных розничных ценах (МРЦ) на алкоголь. В результате «минималка» водки взлетела до 54,90 грн! Обоснование этого шага, как водится, было исполнено правительственного благородства: министерские клерки из ведомства Наталии Яресько, которая в тот период возглавляла Минфин, решили, что пьющие примитивную водку граждане, должны активнее наполнять бюджет. Но возникла пикантная ситуация, типичная для «реформаторских» кабминов – схема расчета МРЦ почему-то оказалась документом совершенно секретным.

Хроники экономического мазохизма


Несколько операторов водочного рынка обратились в суд с требованием отменить «минимальную» цену, открыто попахивающую максимальным грабежом.

В ходе процесса всплыли интересные факты. Стало известно, что кабмин повысил МРЦ на алкоголь исключительно по инициативе ассоциации «Укрводка» («Українська горілчана компанія «Nemiroff», ТОВ «Лікеро-горілчаний завод «Прайм», ТОВ «Національна горілчана компанія», ТОВ «Союз-Віктан трейд»). Этот крупнейший монополист любезно предоставил кабмину свои расчеты, которые и были взяты за основу «акции повышения». И кабмин почему-то закрыл глаза на то, что они базировались не на минимальных ценах на сырье, комплектующие и розничную надбавку, как того требует закон, а на тех цифрах, которые предоставила «Укрводка». И цены там фигурировали отнюдь не самые низкие. Мало того – в составе МРЦ волшебным образом нарисовалась «дистрибьюторская надбавка» - 20%, которая вообще не предусмотрена законодательством!

Представить себе ситуацию, при которой производитель настаивал бы на том, чтобы правительство установило на его товар некую минимальную цену, регулярно ее повышало и вруливало бы в нее все новые надбавки, довольно сложно. Попахивает экономическим мазохизмом. Ведь даже школьник понимает логическую цепочку: чем выше цена, тем сложнее продажи. Но в наших условиях эта логика не работает. Работает другая.

Максимальная выгода «минимальной» цены

Мелкие региональные производители не потянут «минималку», которая балансирует на грани возможностей населения и за гранью здравого смысла. То есть МРЦ в наших реалиях – не более, чем инструмент завоевания рынка. Доходы монополистов не страдают – при каждом повышении минимальной цены (которое они же и лоббируют), в их интерес зашита заоблачная прибыль – вплоть до, скажем, нереальных для мелких производителей многомиллионных рекламных бюджетов.

Даже не сосредотачиваясь на том, что «водочные короли» откровенно плюют на закон о рекламе, ограничивающий популяризацию спиртных напитков, вспомним, к примеру, типичные «рекламные акции»: к бутылке водки яркой ленточкой привязывают какую-нибудь брендовую газировку. Подарочный комплект - по цене одной водки. Не говоря уже о том, что водка с колой не очень комильфо, возникает вопрос о том, какая маржа заложена производителем в цену своего продукта, если денег хватает на конструирование таких рекламных «комплектов»?

Поэтому удивляться тому, что мелкие производители рассчитывают себестоимость водки совсем по другим цифрам, не стоит. И это при том, что все компании, выпускающие водку, закупают спирт для ее производства у одних и тех же поставщиков. Просто аппетиты и возможности лоббировать свои интересы у мелких и крупных игроков рынка разные. И поэтому мелких региональных «водочников» к процессу формирования цены кабмин просто не допускает.

Невероятная экономика от Минэкономики

Административные суды всех трех инстанций признали решение кабмина о повышении минимальной цены незаконным. Но если вы думаете, что справедливость восторжествовала и отныне народ перестанет оплачивать конкурентную борьбу и рекламу (а возможно – и «откаты») монополистов – вы живете не в современной Украине. Последний суд состоялся 30-го июня, а уже 21-го июля на сайте Государственной фискальной службы возник проект постановления правительства, которым планируется вновь повысить минимальные цены на алкоголь. Только вот аппетиты кабмина малость подросли: пол-литра должна стоить уже не «отмененных» судом 54,90, а не меньше 69,50 грн!

Меняются премьеры, но остаются связи и интересы. Всегда есть те, кто «в теме и в доле». Традиционно алкогольная «минималка» входит в круг интересов Минфина и Минэкономики. Сегодня к теме, как видим, примкнул сам глава ГФС Насиров, который, как известно, больше времени проводит, отбиваясь от обвинений в коррупции, чем непосредственно работает.

Вообще этот тупой кавалеристский наскок правительства в отношении «минималки» на алкоголь, выглядит по меньшей мере странно. Потому что после решений админсудов, отменивших предыдущее повышение МРЦ, ситуация сложилась пикантная. В нормальном представлении Минэкономики должно было бы задуматься о смысле существования самой минимальной цены, перестать регулировать рынок и совместно с фискалами наслаждаться сбором налогов в результате здоровой рыночной конкуренции. Но у нас привычно поступают вопреки логике - вновь инициируя повышение цены, причем в еще больших размерах! Здесь Минэкономики откровенно идет наперекор интересам потребителей, экономической логике и даже судебному решению. Правительство, не иначе, страдает алкогольной зависимостью.

Регулируемая свободная экономика

Объяснять этот невразумительный поступок высокие госчиновники вновь будут сказками о наполнении бюджета и борьбе с фальсификатом. Но в это уже вряд ли кто-нибудь поверит. Потому что интересующиеся вопросом могут заглянуть, например, в публикации отчетов госказначейства по итогам выполнения годовых бюджетов. В документе, который касается выполнения бюджета за 2014-й год, есть интереснейшая табличка «Акцизы в госбюджете Украины» за три года с комментарием: «При этом сбор акцизов на алкоголь и транспортные средства не увеличился. Хотя, например, величина акциза на водку и вино выросла». Имелся виду период 2012-2013-2014 годы.

 

То есть три года бюджетные поступления от продажи алкоголя упорно стояли на месте! Это даже в неискушенном понимании, говорит о том, что минимальная цена отнюдь не является инструментом наполнения государственной казны. Тем не мене, в 2015 году кабмин Яценюка снова задействовал эту экономическую пустышку. А его преемники идут еще дальше.

С фальсификатом, уровень которого якобы должен снизиться от повышения МРЦ – история аналогичная. Тут и статистика не нужна. Каждое повышение цен увеличивает разрыв между легальными и нелегальными производителями. И когда цена превышает порог возможности человека приобрести легальную поллитровку, народ, который пить не бросит ни при каких обстоятельствах, начинает искать альтернативу. Которая всегда находится.

Похоже, нынешний Минэкономики сотоварищи, не учится на чужих ошибках, а привычно седлает старые схемы. Намерение вопреки решению суда, не только вернуть, но и значительно увеличить пролоббированную монополистами МРЦ на алкоголь – яркое тому подтверждение.

«Реформаторы» хотят строить свободную экономику путем регулирования всего, что регулируется. Тарифы это или водка – разница небольшая. В обоих случаях чьи-то аппетиты удовлетворяются за счет кошельков граждан.

Разве что на водку пока не дают субсидии.

мрия