Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

Взрослый взгляд на сказки для детей

Казалось бы обычные сказки для детeй, но так кажется только на первый взгляд. Если посмотреть на них взрослыми глазами и немного каснутся истории, то все будет непросто. Русские народные сказки нередко вызывают у нас много вопросов, когда мы перечитываем их в сознательном возрасте. Зачем Бабе-яге ступа, для чего Кащею такая сложная схема с уткой, зайцем и яйцом и, в ...

 

Казалось бы обычные сказки для детeй, но так кажется только на первый взгляд. Если посмотреть на них взрослыми глазами и немного каснутся истории, то все будет непросто. 

Русские народные сказки нередко вызывают у нас много вопросов, когда мы перечитываем их в сознательном возрасте. Зачем Бабе-яге ступа, для чего Кащею такая сложная схема с уткой, зайцем и яйцом и, в конце концов, откуда почти во всех сказках берется эта злобная мачеха, отсылающая падчерицу в лютый мороз из дому? Хорошо, что есть люди, которые посвятили этим вопросам немалую часть жизни. К примеру, филолог Ульяна Нижинская, которая легко и интересно объясняет недетский смысл детских сказок.

ПОЧЕМУ НЕ СМЕЕТСЯ ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА
Сказку о неулыбчивой царевне знают все. Но развеселить ее трудно вовсе не из-за того, что дама чересчур капризна и избалована или не знает, чего хочет. Причины печали Несмеяны кроются в старых обычаях. Смех всегда имел сакральное значение и огромную ритуальную силу. Считалось, что смех дарит жизнь и тот, кто смеется, жив, а кто не смеется, принадлежит к царству мертвых. Например, в Древней Греции люди смеялись перед своей смертью, чтобы переродиться вновь. Оттуда, кстати, и берет начало выражение «сардонический смех», значение которого сейчас поменялось.

Когда-то в древности крестьяне смеялись во время посевных работ, чтобы земля была плодородной. Если же год все равно был неурожайным, для людей это значило, что среди них кто-то не смеялся. Этот кто-то — бог или богиня, которого люди не смогли рассмешить, как ни старались. Получается, что царевна Несмеяна не просто капризная знатная особа, а богиня плодородия, которую люди стараются задобрить и развеселить.

ЗАЧЕМ БАБЕ-ЯГЕ СТУПА
В сказках Баба-яга нередко грозится изжарить случайного путника в печи, и неспроста. Раньше в любом селе жила бабка-повитуха, к которой относили недоношенных детей, чтобы она провела особый обряд — «перепекание». Неизменные атрибуты Бабы-яги — это ступа и пест. У древних славян они были своеобразными символами мужского и женского начал. В древности существовал такой обряд: бабка-повитуха приносила на свадьбу ступку и пест (а она, как главная женщина в роду, обязательно присутствовала на всех свадьбах) и начинала толочь воду. Этот ритуал был направлен на счастливую супружескую жизнь и рождение множества детей.

Помимо этого, ступа и пест фигурировали в ритуалах народной медицины. Люди считали, что в ступке можно «перетолочь» болезнь. А кому, как не главной деревенской знахарке, этим заниматься? Так и дошел образ бабки со ступой и пестом до наших дней.

ОТКУДА У ИЗБУШКИ КУРЬИ НОГИ
Избушка на курьих ножках служит домом Бабе-яге отнюдь не просто так. На картине Рериха справа изображена как раз такая избушка — считалось, что финно-угорские племена хоронили своих усопших в таких домовинах над землей. Славяне жили бок о бок с финно-угорскими племенами, и их традиции нашли отражение в сказаниях и легендах. Почему избушка стоит именно на курьих ножках? Строения устанавливались на пни, которые корнями уходили в землю, и внешне напоминали куриные лапы. Но есть и еще одна теория, почему «ноги» избушки так назывались. Вероятно, это пошло от традиции окуривать дымом эти самые пеньки, чтобы в них не заводились жучки. Когда герой былин подходит к обиталищу Бабы-яги, то просит повернуться избушку к лесу задом, а к нему — передом. Для чего? Да просто вход у таких домиков был направлен в сторону леса из-за того, что люди считали, будто усопшие способны оживать по ночам.

ПОЧЕМУ РУСАЛКА СИДИТ НА ВЕТВЯХ
Более привычная нам русалка с хвостом вместо ног появилась в русском фольклоре только в XIX веке под влиянием западного романтизма, а до этого вполне обычным явлением для жителей Древней Руси была русалка, сидящая на ветвях дерева, в точности как в сказке Пушкина.

Еще на блоге: 10 основных ценностей семейных отношений
Сказка Андерсена «Русалочка» на самом деле вовсе не про русалку. В оригинале она называется Den Lille Havfrue, что означает «Маленькая морская дева». А морская дева — это дочь морского царя. В англоязычном бестиарии для определения славянской русалки существует термин rusalka, а для морской девы есть слово mermaid.

Славянские русалки не были дочерьми морского царя. По поверьям, русалками становились души людей, умерших не своей смертью, и селились эти духи как раз в дремучем лесу, на ветвях, будто птицы. Встретить русалку можно было и в других местах: в поле или в бане ночью.

Люди, кстати, не называли их русалками — это слово использовалось только в книгах. Более привычными уху крестьянина прозваниями для этих дев были шутовка (из-за способности защекотать прохожего до смерти), мертвушка или мавка, кривуха, щекоталка — в зависимости от области проживания.

ДЛЯ ЧЕГО КАЩЕЮ ПРЯТАТЬ СВОЮ СМЕРТЬ
Идея о том, что Кащей прячет свою смерть в иголке, не пустая выдумка. В древности существовал обряд: человек, который хотел продлить свою жизнь, приходил к шаману, чтобы тот с помощью заклинаний и песнопений переселил душу человека из его тела в любой посторонний предмет.

Примеры такого обряда существуют не только в русском фольклоре, но и в индийских и египетских преданиях. «Двойники» нашего Кащея живут также в итальянских сказках, где злой колдун по имени Тело-без-Души прячет свою погибель в черном яйце. Все эти сказания похожи в одном: если разрушается предмет, в котором заключена душа, человек погибает. И наоборот: если погибает человек, то и вместилищу души приходит конец.

Эту древнюю легенду вплела в свои книги и Джоан Роулинг: если помните, душа злодея Волан-де-Морта была спрятана в крестражах, которые нужно было уничтожить, чтобы его победить.

Иголка, в которой прячется кащеева смерть, — очень значимый предмет, участвовавший во многих обрядах. Игла могла как защитить своего владельца, так и навести на него порчу — зависело от наложенного на иглу заговора. А чтобы прервать действие порчи, иглу надобно было сломать пополам.

ЯЙЦО КАК СИМВОЛ ПЕРЕРОЖДЕНИЯ
Важную роль в цепочке, ведущей к душе Кащея, играют яйцо и утка. В древности верили, что яйцо в виде солнца весь день плавает в небесном океане, а вечером опускается в подземный мир. Там, влекомое уткой, оно проплывает по подземным водам и к утру возвращается на небо. Таким образом, каждое утро яйцо-солнце возрождалось вновь.

Считалось, что подземное солнце освещает душам дорогу в загробный мир. По этой причине при погребальных обрядах к мертвецу клали глиняный сосуд, на дне которого было изображено именно это светило. Такими же знаками часто украшали люльку младенца, чтобы защитить дитя.

Связь яйца и солнца укрепилась в ежегодных обрядовых праздниках, когда люди раскрашивали яйца, празднуя возвращение солнца после зимы. Участвовал символ яйца и в погребальных обрядах: в древнеславянских захоронениях находят глиняные расписанные яйца — символ возрождения души.

Получается, что и смерть Кащея спрятана в яйце неслучайно, ведь яйцо, которое несет ему погибель, изначально было тем самым солнцем, символом возрождения и победы над зимой. А Кащей — это олицетворение зимы и холода, злой дух Карачун.

КУДА ЛЕТЯТ ГУСИ-ЛЕБЕДИ
По народным поверьям, гуси-лебеди не просто птицы, а души людей, которые летают по небу между миром живых и миром мертвых. Именно в мир мертвых — «за темные леса, за высокие горы» — они и уносят братца Иванушку.

В основе сказки лежит древний обряд инициации (взросления). Такие обряды различались в зависимости от места проживания. Суть одного из них в том, что старший родственник отправлял своих детей в лес, лишая огня и крова (вспомним сказку «Морозко»). Те, кто возвращался, испытание проходили.

Еще на блоге: Стадный инстинкт
Аленушка (в некоторых версиях Машенька) испытание прошла. На это указывает то, что в конце сказки она принимает угощения из печки, не кривясь, как в начале, то есть она выросла и набралась уму-разуму, и печь дает ей укрытие.

Молочная река в сказке — это не что иное, как Млечный путь. В древности его называли Гусиной дорогой: именно по ней души путешествовали между мирами. Ну а кисель (как мы помним, берега у реки кисельные) — обязательное блюдо на поминках. Эти два факта указывают нам на то, что сестрица действительно попала вслед за братом в загробный мир.

В сказке девочке помогает мышка. Она не обычный зверек, а древнеславянский образ предка, который знаком нам и по другим сказкам. Девочка накормила мышку кашей, то есть задобрила дух предка, чтобы он помог ей, ведь каша — важная ритуальная еда, которая у славян подавалась на всех праздниках.

МАЧЕХИ И ПАДЧЕРИЦЫ В СКАЗКАХ
Есть мнение, что сказки, в которых злая мачеха всячески третирует бедную сироту, восходят корнями к тем древним временам, когда широко распространено было многоженство и разные матери могли невзлюбить детей от других жен.

Впрочем, источники таких сказок могут быть и другими. Многие из них появились, когда возник запрет на женитьбу на женщинах из своего рода. Брать в жены приходилось девушек из соседних родов, а соседний род — это не просто соседи, а самые настоящие враги. То есть вражда мачехи и падчерицы — это вражда двух женщин разных родов, ведь дочь все равно принадлежала к дому отца.

Исходя из этого, считалось, что жена из другого рода даже не может быть хорошей матерью. Вероятно, мачехами называли именно таких матерей, и в сказках их описывали злобными ведьмами. Ведь древний человек очень четко рисовал границу между своим и чужим: все, что к его роду не принадлежало, было для него вражеским.

Все свое имущество и все плоды своего труда отец обязательно должен передать дочери. И, в общем-то, теперь понятно, почему мачехи всеми силами пытались извести падчериц, чтобы им ничего не досталось.

СКАЗКИ С НАИВНЫМ МЫШЛЕНИЕМ
Читая детям сказки вроде «Колобка» и «Репки», взрослые задумываются, для чего написана такая на первый взгляд неинтересная история, где нет ни положительных, ни отрицательных героев, и как она вообще дошла до наших дней. А между тем сказка о Колобке известна по всему миру, к примеру в США главный герой там — имбирный человечек.

Сказки, где на одно действие «нанизывается» множество других (от дедушки ушел, от бабушки ушел, от волка ушел), называются кумулятивными. Возникли они еще в древности, и на заре своего существования были не сказками, а обрядами.

В каменном веке, например, над убитым зверем читали заговор, чтобы его дух не пришел мстить. Охотник говорил: «Это не я тебя убил. Виноват ветер, который разогнал тучи, без туч не стало дождя» и т. д., убеждая дух, что люди неповинны в гибели зверя.

Эта традиция перешла и к древним грекам. На праздновании, принося в жертву быка, люди перекладывали вину с одного на другого, по цепочке, пока вина не доходила до топора. Топор и наказывали, топя в море.

Таким образом, эти «примитивные» сказки — настоящий реликт, отображающий наивное и простое мышление древнего человека, который старался упорядочить мир вокруг себя, а накопленные знания закреплял с помощью повторения.

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: