Завантаження ...

С нулевой отметки

После того как АТО завершится, Украина столкнется с необходимостью восстанавливать разрушенные жилища и инфраструктуру юго-востока — детские сады, школы, электросети, мосты. «k:» съездили в Славутич, который когда-то был создан с нуля, чтобы поговорить о проблемах восстановления города с теми, кто знаком с ними не понаслышке.

Советский стиль в Славутиче удивительно хорошо сохранился в элементах отделки и архитектурных украшениях, рекламы мало, приметы капитализма неагрессивны
Восстановление городов Донбасса может открыть его жителям новое окно возможностей

После того как АТО завершится, Украина столкнется с необходимостью восстанавливать разрушенные жилища и инфраструктуру юго-востока — детские сады, школы, электросети, мосты. «k:» съездили в Славутич, который когда-то был создан с нуля, чтобы поговорить о проблемах восстановления города с теми, кто знаком с ними не понаслышке.

Лучшая советская инфраструктура

Славутич — самый молодой город Украины, и в этом его уникальность. Основанный в 1987 году, он был окончательно достроен в 2001-м. В то время как в других городах муниципальное хозяйство обновляют и ремонтируют, в Славутиче пользуются всем новым.

― Про нас говорят: последний памятник Советского Союза, — говорит Владимир Жигалло, первый заместитель городского головы Славутича. — Добавлю от себя — не самый плохой.

Владимир Жигалло, как и многие другие основатели города, отлично представляет себе те проблемы, которые возникнут при восстановлении населенных пунктов Донетчины и Луганщины. Он мыслит комплексно, знает цену каждому метру электропроводки и потому — это чувствуется при беседе с ним — видит перспективы, неясные многим другим.

Славутич — это несколько чистых ухоженных кварталов пяти- и девятиэтажных домов, площадь перед горсоветом, пара супермаркетов, пара ресторанов и кафе, школа, детский сад. Советский стиль удивительно хорошо сохранился в элементах отделки и архитектурных украшениях, рекламы мало, приметы капитализма неагрессивны. На домах обозначаются не улицы, а кварталы: Тбилисский, Московский, Ленинградский. Это сделано в честь основателей города.

― Славутич на первых порах строили советские республики: прибалтийские и закавказские. Это не могло не отразиться на стиле города, — рассказывает Владимир Константинович. Он в Славутиче с момента основания.

Конечно, не могло. Московский квартал — это улучшенные хрущевки, а рядом образец прибалтийского стиля: двухэтажные коттеджи. На фасадах «грузинских» домов — стилизованный национальный орнамент.

Может быть, однажды так и будут восстанавливаться города на Донетчине и Луганщине? Можно ли вообразить: кварталы Львовский, Одесский, Запорожский в Славянске, Харцызске и Макеевке? Владимир Жигалло уверен, что работы там хватит всем строителям страны.

Инфраструктура в Славутиче — лучшая советская. Но это не значит, что современная. Чугунные и стальные трубы водоснабжения и канализации — далеко не идеальное решение, они ржавеют, срок их эксплуатации не так уж долог, и не за горами время, когда аварии и порывы будут происходить все чаще и чаще. Трубы из современных, не металлических материалов надежнее в разы. И это не единственное, что стоит учитывать при восстановлении юго-востока. В то время когда страна сталкивается с газовыми проблемами, было бы логично заранее позаботиться о возможности безболезненного перехода на другие источники тепла.

― Вот приходит от правительства рекомендация: развивайте электроотопление, газовое сокращайте. А как это сделать? — говорит Жигалло. — Даже если сейчас в наших домах поменять газовые кухонные плиты на электрические, сеть не выдержит. Она не была на это рассчитана, слишком слабая. И как в таком случае перейти на зимнее отопление без газа? Нужно менять и электросети, и котельные.

Отстроился сам - построй другим


В городах юго-востока ситуация была хуже, чем в Славутиче, даже до того, как их начали разрушать. Вряд ли там были лучшие советские водопроводные трубы и лучшие трансформаторы. И жилые дома не строились по спецпроектам ведущих архитекторов союзных республик. Но все это мелочи по сравнению с проблемой, которая звучит так: восстановят ли работу предприятия, позволявшие жителям Донбасса сводить концы с концами?

Владимир Жигалло уверен, что главным требованием восстановительного периода должна быть занятость местного населения: строительные работы должны выполнять преимущественно местные жители — это частично решит вопрос с трудоустройством безработных.

― Прежде всего нужно понять, что разрушено. Нужно посмотреть, подсчитать, провести экспертизу. — Жигалло на минуту задумывается. — Вот, например, поврежденное здание, в него попал снаряд. Что он повредил, каков характер повреждения? А если это лестничные клетки, несущие стены — стоит ли такой дом ремонтировать, есть ли смысл в таком ремонте? Возможно ли вообще такой дом восстановить? Проще строить новый… Но вы представляете стоимость жилого строительства сейчас?

Военные действия в стране продолжаются, и экономическое положение государства — хуже некуда. Это означает, что никто не будет тратить огромные деньги на восстановление того, что может быть снова разрушено. А между тем, чтобы пережить зиму, следует позаботиться об этом сейчас. Отопительный сезон начинается в октябре. Как его обеспечить в травмированных городах юго-востока? В лучшем случае зиму придется переживать с наскоро восстановленными теплосетями, а их замену начинать уже с весны. И какой уровень качества мы будем планировать для новой инфраструктуры?

Север Донецкой и Луганской областей — это регионы с резко континентальным климатом. Там суровые зимы. Инфраструктура должна быть на это рассчитана. При лучшем варианте развития событий у Украины есть возможность вдохнуть новую жизнь в эти места. По сути, юго-восток — это огромный технопарк, где можно развивать какое угодно производство. Тем более что традиционные и фактически тормозящие развитие связи с Россией там, похоже, скоро перестанут работать.

Славутич готов участвовать в восстановлении украинских городов, более того, у него есть для этого возможности. Одно из ведущих предприятий города «Атомремонтсервис», сотрудники которого специализируются на техническом сопровождении атомных станций, уже занималось аварийным ремонтом инфраструктуры в Алчевске, где несколько лет назад произошла системная авария городского хозяйства. Этот опыт нужно использовать.

Кроме того, уже сейчас город, пусть косвенно, но задействован в помощи территориям, где проходит АТО. В Славутиче живут несколько семей из разрушенных городов, и они уже вполне интегрированы в мирную жизнь. Правда, переселенцы не хотели бы задерживаться здесь надолго — они хотят домой.

― Почти все, с кем я разговаривал, говорят: мы вернемся, — рассказывает Владимир Жигалло. — Более того, две семьи из Славянска уже уехали — как только наши войска его освободили.

Славутич напоминает новую хорошую квартиру. С крепкими стенами, надежной проводкой, долговечными трубами и батареями. Мне невольно приходит в голову, что из этой квартиры переселенцам придется возвращаться в старую протекающую хрущевку с гнилыми подвалами, в которую попал снаряд. Или вот-вот попадет.

К новым возможностям без старой элиты

― Проблемы юго-востока нужно понимать не просто как проблемы, с которыми надо справляться, а как уникальное окно возможностей, — считает Анатолий Бондаренко, общественный активист, много времени занимавшийся социальными вопросами и проблемами современной урбанистики. — Можно и нужно начинать с чистого листа.

Бондаренко имеет высшее инженерное образование и неплохо разбирается в социально-экономических системах. Город — это система, и от того, по каким правилам и законам она работает, зависит ее жизнеспособность.

Юго-восток Украины был и остается фундаментально проблемной территорией. Во многом этим и обусловлено то, что немало людей там с интересом восприняли идеи отделения от Украины — они не видели выхода из многоуровневого социального и экономического упадка. Вообще проблемы украинских городов — и Славутич в этом случае не исключение — в закрытости городского управления от жителей. Граждане не знают ни того, куда расходуются деньги общины, ни того, на что их намерены потратить избранные ими городские власти.

Анатолий Бондаренко уверен: обновлять в новом качестве нужно не только городскую инфраструктуру, но и социальную систему. Правда, он не представляет, как это будет возможно при той политической и экономической элите Донбасса, которая довела регион до войны.

― Прежде всего всю так называемую элиту тех городов нужно убирать или, по крайней мере, дистанцировать от процессов, — говорит Бондаренко.

В целом ситуация с коррумпированностью городских властей похожа по всей стране — ни Донецк, ни Славутич принципиально не отличаются в этом от других городов. Разница в другом. Славутич — это небольшой город с преимущественно обеспеченными жителями, потому эти проблемы там не так бросаются в глаза. Другое дело — поселок при шахте или при заводе. Жители таких населенных пунктов полностью зависимы от начальников и владельцев предприятий, которые назначают и состав горисполкомов, и состав милиции.

― Восстановление должно происходить как «дело громады». Жители этих городов должны принимать главные решения — кому и на что давать деньги. Они должны проводить тендеры и следить за качеством сданных объектов, — рисует Бондаренко радужную картину и тут же задается вопросом: — Сколько людей поддерживало людей по ту сторону баррикад и как с ними дальше жить? С ними надо работать, и их много. Не только новые трубы нужны, не только.

В Славутиче происходило так: город строили его будущие жители, и они знали, чем будут в нем заниматься. Так должно происходить и в Донбассе — жители должны приложить руку к восстановлению и при том знать, что и для чего они восстанавливают.

Источник: http://comments.ua/
фото: М. Солодкий

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями:
мрия