Детям присуща доброта!

Встреча с Еленой Автуевич – мамой многодетной семьи, произошла не случайно. На календаре – вторая половина мая 2014 года, а год назад (если быть абсолютно точным – 13 месяцев тому) таким же теплым днем семья Владимира и Елены Автуевич отметила новоселье в новом составе – к двум уже имеющимся детям прибавилось еще трое.

Семья Автуевич
Встреча с Еленой Автуевич – мамой многодетной семьи (простите, но называть ее «хозяйкой» детского дома семейного типа язык как-то не поворачивается!), произошла не случайно. На календаре – вторая половина мая 2014 года, а год назад (если быть абсолютно точным – 13 месяцев тому) таким же теплым днем семья Владимира и Елены Автуевич отметила новоселье в новом составе – к двум уже имеющимся детям прибавилось еще трое.

Коттедж у нового детского дома семейного типа появился благодаря совместной работе городских властей во главе с Владимиром Удовиченко и администрации ГСП «ЧАЭС» во главе с Генеральным директором Игорем Грамоткиным. В апреле уже этого года в семье Автуевичей прибавилось еще два мальчика.

Первыми, кто меня встретил около дома, были малыши, а среди них и старый знакомый – семилетний Даниил, с которым я познакомился на празднике «Посвящение в светлячки Славутича». Появившаяся в дверях хозяйка радушно приглашает в дом, а я предлагаю побеседовать во дворе на скамейке, чтобы не мешать детворе делать уроки. В течение минуты Елена успевает озадачить дружный коллектив заданиями, включая и такие, как помощь младшему в изучении нового материала, или просто интересные игры. А я спрашиваю сразу без подготовки: «Не страшно ли было давать согласие на создание детского дома семейного типа?»

Елена, улыбнувшись, ответила коротко: – Нет! Было, конечно же, какое-то волнение. Мы долго обсуждали это решение в семейном кругу (тогда у Елены и Владимира было двое детей – Авт.), да и потом – я ведь тоже воспитывалась в многодетной семье, нас у родителей было семеро.

– Как складываются отношения в детском коллективе, ваши взаимоотношения с ребятами?

– Первое, что мне хочется подчеркнуть, это преобладающая у ребят такая человеческая черта как доброта. Они как-то сразу потянулись друг к другу. У них с первых дней стало проявляться в общении желание поддержать друг друга. Нельзя сказать, что совсем не бывает каких- то мелких ссор и обид, но они как-то сразу потянулись друг к другу. В общении с детьми мы стараемся не акцентировать на мелких противоречиях, и ребята очень чутко реагируют на нашу поддержку в этом вопросе. Мне кажется, что просто надо развивать ту внутреннюю детскую доброту, которая есть у ребят. Им комфортно общаться с друг с другом, они готовы помогать и мне, и другим детям, например, даже в выполнении школьных домашних заданий.

– К вопросу о школе: скоро заканчивается учебный год, а как он прошел в вашей большой семье? какие были трудности? А, может, в чем-то стало легче?

– Как ни странно, но мне в некоторой степени стало легче. Да, в доме выросло число учащихся, как и всем первоклассникам, было трудно в освоении программы. Особенно трудными были дни сентября, когда приходилось нам с ребятами перестраиваться после летнего отдыха, восстанавливать школьные навыки, вырабатывать внимательность, усидчивость как на уроках, так и дома, при выполнении домашнего задания. Я очень благодарна всем, кто подсказал нам отдавать детей в школу в 7-летнем возрасте. Анна и Аннушка – погодки, одна в 5-м классе, а другая – в 4-м. Анна всегда с желанием помогает в изучении школьной программы 4-го класса, который она уже прошла. Аня-младшая в этом году подтянулась в школе. Обе охотно помогают младшим. Ты видел, что я попросила их проконтролировать выполнение задание у Виталия и Ярослава, которым, соответственно, семь и восемь лет. Мы не стараемся добиваться повышенных результатов в учебе, а стараемся выяснить, какие предметы и кому из ребят больше нравятся, я стараюсь помочь всем детям, но столкнулась с небольшой детской хитростью. Они приходили ко мне, просили решить какое-то задание. Пришлось и мне проявить «военную» хитрость. Путем наводящих вопросов я заставляю их самих находить решение какой-то задачи или вопроса.

– А как вы любите проводить свободное время? Чем занимаются ребята?

И прежде, чем я получил ответ на свой вопрос, я стал свидетелем проявления доброты и воспитания в семье здорового образа жизни. Данила принес нам в стакане молока: «Мама Лена, я принес вам молока, которое прибавляет здоровья». Я ясно осознал в этот момент, что это и есть высшее проявление детской доброты и ростки воспитания, так как знал, что меня сегодня здесь не ждали и в доме одни только дети, то есть это решение принято детским коллективом и выражает оно чистоту и доброту детских помыслов. Эти размышления даже отвлекли меня от ответа Елены о семейном отдыхе, а она, отпив немного молока, вернула стакан малышу. Он, повернувшись ко мне, тоже предложил молоко. И я просто позавидовал Елене: малыш принес молоко не гостю, как у нас это часто бывает, а ей, в ком он видел защитника и друга.
– Мы стараемся отдыхать все вместе. Очень любят и мальчики, и девочки играть с мужем в футбол. После таких футбольных баталий еще целый час, а то и больше идет обсуждение, кто лучше играет и забивает голы. Летом мы часто играем на детских площадках, причем отправляемся туда своеобразным коллективом – кто на роликах, кто на велосипеде, а кто-то пешком догоняет. Мы с Володей стараемся проводить с детьми больше времени на улице или природе. У нас нет табу на компьютер, у каждого ребенка есть своя любимая игра, у мальчишек это «стрелялки», мы уделяем больше времени коллективным играм и общению с ребятами. Володя, приезжая с вахты, сразу включается в активные игры. Он говорит, что это лучший отдых. Мы часто бываем в игровой комнате в пиццерии на вокзальной площади, где ее хозяева предложили нам бесплатный игровой час.

– Часто слышишь от взрослых, что трудно принять решение о совершении покупок, когда в семье двое и больше детей, а как вы с Владимиром решаете этот вопрос?

– Мы просто садимся за стол и определяем необходимость покупок, часто это делаем вместе с детьми. Даже игрушки мы стараемся купить коллективно, обсуждая с детьми необходимую и качественную сторону желаемого приобретения. Иногда возникает необходимость объяснить им нецелесообразность какой-то покупки. Стараемся это сделать так, чтобы было принято осознанное решение. А радовать детей всё равно надо!

– А что лично для тебя принес прошедший год?

– Я, в первую очередь, многое открыла для себя в этом году. Особенно с детьми нельзя принимать никаких решений только на эмоциях и поспешно. Необходимо как можно больше разговаривать и общаться с ними, что позволяет многое понять и поможет по-иному оценить их поступки и действия. Очень запомнилось и порадовало выступление на празднике «Человек года – 2013», когда мы семейным коллективом исполнили песню. Очень запомнился выпускной вечер в детском саду, прием Данилы в светлячки, празднование дней рождения ребят. Меня радует всё, что радует детей! И это не только какие-то большие события, но и просто хорошая оценка, достижения в спорте, радость детей, когда они обыгрывают Володю в футбол. А еще меня радует то доверие, какое установилось у нас с детьми. Конечно, придя из школы, они в первую очередь рассказывают об отличных оценках, но и остальную информацию не скрывают. Они мне доверяют, а я доверяю им. И это всё проявляется в общении. Самое тяжелое, на мой взгляд, наказание для них – когда я молчу.

Вадим ИВКИН