Сессия – часть вторая: о реорганизации СМСЧ-5

Продолжая информацию о работе депутатов на заседании ХХІ сессии городского совета Славутича седьмого созыва отметим, что газета «Теледень – Славутич» в предыдущем номере уже отметила, что вопрос развития медицины в Славутиче – один из центральных этой сессии. В поддержку своих предложений...

 

Продолжая информацию о работе депутатов на заседании ХХІ сессии городского совета Славутича седьмого созыва отметим, что газета «Теледень – Славутич» в предыдущем номере уже отметила, что вопрос развития медицины в Славутиче – один из центральных этой сессии.

В поддержку своих предложений и видения развития медицинского обслуживания славутичан на сессию пришли не только руководитель СМСЧ–5 Виктор Шиленко, заместитель начальника учреждения по экономическим и общим вопросам и председатель ПК ППО «СМСЧ–5» работников здравоохранения Оксана Березинец, но и около 50 представителей этого трудового коллектива.

Прежде чем непосредственно перейти к информации о работе пленарного заседания сессии, несколько слов предыстории. Украина сегодня переживает период реформирования в различных сферах социальной жизни, не обошло это и сферу медицинского обслуживания населения, тем более что в этой области у нас в стране далеко не всё благополучно. Вопросы реформирования, которые озвучивает министерство и Кабмин, не только порой не находят понимание в народе, но и, на первый взгляд, положительные предложения не всегда поддерживаются экономически, так как Украина находится в экономическом кризисе.

Вот уже несколько лет органы местного самоуправления не могут найти общего языка с МОЗ Украины об использовании пустующего помещения поликлиники на благо городской общины. В прошлом финансовом году очередное бюджетное недофинансирование СМСЧ–5 привело славутичан к акции противостояния под Верховной Радой и МОЗ Украиной 3 ноября минувшего года. Благодаря поддержке некоторых народных и областных депутатов вопрос частично был решен. Слово «частично» относится к величине суммы средств и решению вопроса о том, по какой статье бюджета их можно было использовать.

В итоге городским властям на законных основаниях удалось так организовать процесс, что медики получили денежные средства и на зарплату, и на приобретение необходимых медикаментов, а город не возвращал обратно в Минфин предоставленных денег. Уже это заставило председателя городского совета и депутатов задуматься над сложившийся ситуацией. А принятие Государственного бюджета в тех же финансовых рамках в отношении СМСЧ–5 заставило активизировать деятельность рабочей комиссии, созданной три месяца назад для изучения вопроса «Дальнейшее развитие и реорганизация системы охраны здоровья в городе Славутич».

Владимир Борисов
Секретарь городского совета Владимир Борисов во вступительном слове отметил проблемы, которые заставили депутатов создать рабочую группу по изучению проблем СМСЧ–5 и всего медицинского обслуживания славутичан в свете общегосударственного реформирования медицины в Украине:
"Первое, что хотелось бы отметить: ситуация, которая сейчас происходит, ошибочно воспринимается как противостояние местной власти и коллектива медицинского учреждения СМСЧ–5. Более того, меня огорчает и удивляет то, что выводы комиссии воспринимаются как направленные против медицины в нашем городе. Заверяю вас, что это не так.

Мы прекрасно помним тот сложнейший период времени, когда заканчивался 2016 год и не хватало финансирования для медицины. Мы помним, как в этой ситуации персонал СМСЧ обращался к депутатам с просьбой выделить деньги из бюджета города и мы ответили, что не можем этого сделать при всем желании, так как это прямое нарушение статьи 85 Бюджетного кодекса Украины. В итоге в сложившейся тяжелой ситуации, когда денег не хватало не только на заработную плату, но и на коммунальные услуги, объединив усилия, мы «выбороли» эти средства. Сегодня мы оказались в ситуации, в которой были ровно год назад, мы наступили на те же грабли, что и в начале 2016 года, когда я говорил, что если не начнем что-то делать, то к концу года мы останемся без финансирования.

Медики приходят и просят у нас помощи и поддержки, и мы готовы ее оказать, но сложность в том, что СМСЧ-5 находится в министерском подчинении, и для нас большая проблема достучаться до руководства этого министерства. Мы прекрасно понимаем, что в нашей стране пролоббировать какой-нибудь законопроект олигархическим лобби очень легко, а коллективу СМСЧ, находящемуся Бог знает где, практически невозможно. Сегодня я говорю о том, что мы готовы взять СМСЧ в коммунальную собственность НЕ потому, что эта наша прихоть, НЕТ! Сегодня это необходимость, при которой нам будет проще аргументировать на любом уровне государственной власти необходимость создания, финансирования и поддержания полноценной медицины в Славутиче. Кроме того, напомню, что это еще и вопрос эксплуатации зданий, находящихся на балансе СМСЧ. Помимо городской бани и недостроенной гостиницы, в такое же состояние приходит и здание поликлиники, с которым мы ничего не можем сделать, пока не примем в собственность, а это вопрос в том числе общежитий и предоставления их жителям города, которые сегодня не имеют жилья.

Мы стоим сегодня перед очень сложным выбором, и я понимаю опасения коллектива и депутатов. Настало то время, когда мы должны принять решения и взять на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Сегодня принятие СМСЧ в коммунальную собственность возможно с сохранением специализации и всех доплат и уровня з/пл. Кроме того, мы можем регулировать необходимость “узких” специалистов, которых у нас сегодня просто нет.

Если мы сегодня не начнем этот процесс, то завтра мы получим опять повторение ситуации с недофинансированием, как и в прошлом году".


Наталия Шурыгина
С озвучиванием результатов работы рабочей комиссии по вопросам реорганизации системы здравоохранения в Славутиче на пленарном заседании 21-й сессии Славутичского городского совета выступила ее председатель, депутат Наталия Шурыгина. Предлагаем читателю сокращенный текст этого документа.

Висновок робочої групи з питань подальшого розвитку та реорганізації системи охорони здоров’я у місті Славутич

На виконання поставлених Славутицькою міською радою завдань, для більш детального та неупередженого вивчення питання, врахування пропозицій мешканців міста, фахівців медичної, економічної, фінансової та інших сфер діяльності, органів місцевого самоврядування, робочою групою було визначено, що першочерговим завданням для подальшого розвитку системи охорони здоров’я в м. Славутич є вирішення наступних актуальних питань:

1. Необхідність підвищення якості надання медичних послуг.

2. Відсутність можливості впливу на діяльність ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України», враховуючи його пряме підпорядкування МОЗ України.

3. Постійне недофінансування ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України»: перевищення видатків закладу над доходами (з урахуванням медичної субвенції).

4. Відсутність можливості використовувати матеріально-технічну базу ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» для вирішення загальноміських проблем (наприклад, облаштування гуртожитку в будівлях закладу).

5. Відсутність діалогу між міською владою та керівництвом ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» відносно вирішення актуальних проблем медичного забезпечення мешканців міста та діяльності закладу.

6. Необхідність з 2017 року здійснювати обов’язкове фінансування з місцевого бюджету витрат на оплату комунальних послуг ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України».

7. Відсутність можливості закупівлі за рахунок місцевого бюджету та передання на баланс ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» медичного обладнання та матеріалів.

8. У зв’язку із законодавчо встановленим нормуванням чисельності персоналу медичних закладів – відсутність можливості впливу на формування штатного розпису ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» та фінансування необхідних населенню посад лікарів.

9. Відсутність здійснення ефективних енергозберігаючих заходів, що призводить до підвищення витрат (бюджетних коштів) на оплату за комунальні послуги (в порівнянні з іншими установами бюджетної сфери міста, які знаходяться в комунальній власності).

За результатами роботи комісія прийшла до наступних висновків:

1. У Славутичі існує нагальна потреба вирішити питання надання якісних медичних послуг мешканцям міста та працівникам ДСП «ЧАЕС», враховуючи монопольне становище ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України».

2. У Славутичі належними чином не організовано порядок надання екстреної медичної допомоги, в тому числі за межами міста.

3. Між адміністрацією ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» та міською владою відсутній конструктивний діалог щодо вирішення питання подальшого розвитку системи охорони здоров’я в місті.

4. У міської влади відсутня можливість впливу на діяльність ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України», що позбавляє можливості використовувати вільні приміщення, здійснювати економію витрат на комунальні послуги, впливати на укладення та контроль договору про надання послуги опалення тощо.

5. Коштів, які отримує ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» з медичної субвенції та від господарської діяльності, не вистачає на покриття витрат фінансового року. Здійснювати видатки з місцевого бюджету без вивчення підстав виникнення негативної фінансової ситуації в закладі, аналізу організації господарської діяльності, відсутності можливості впливу на процеси, вважаємо недоцільним.

6. Враховуючи зміни діючого законодавства та виключення з медичної субвенції покриття витрат на комунальні послуги, робоча група вважає за необхідне здійснювати контроль умов та процедури укладення договорів на надання житлово-комунальних послуг, що на даний час неможливо у зв’язку з відсутністю прямого підпорядкування закладу міській владі. Крім того, зобов’язання міської влади сплачувати з місцевого бюджету за комунальні послуги стосуються самостійно укладених ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» договорів та наданих по ним рахунків, без перевірки їх умов, обсягів виконання, економічної обґрунтованості та доцільності.

7. Зміна форми власності ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» (з державної у комунальну) жодним чином не впливає на втілення реформи медичної галузі МОЗ України. Крім того, МОЗ наполягає на передачі ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» в комунальну власність територіальної громади міста Славутич.

8. Поділ ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» на частини, з окремою передачею первинної ланки медичної допомоги в комунальну власність, вважаємо недоцільним, адже це призведе до погіршення якості надання послуг та розірвання зв’язків в єдиній міській медичній системі.

9. Під час реформування системи охорони здоров’я в місті Славутич необхідно максимально зберегти існуючі умови праці працівників СМСЧ №5, в тому числі збереження надбавок за спеціальний статус, чисельності персоналу, забезпечення підвищення їм заробітної плати з урахуванням підвищення мінімальної з/п у країні

10. Міський бюджет, з урахуванням медичної субвенції та господарської діяльності, витримає навантаження з утримання СМСЧ №5, якщо заклад буде в комунальній власності.

Враховуючи вищевикладене, робоча група Славутицької міської ради з подальшого розвитку та реорганізації системи охорони здоров’я в місті Славутич вважає за доцільне прийняти ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ України» в комунальну власність як цілісний майновий комплекс зі збереженням існуючих умов праці працівників.

Голова комісії: Шуригіна Наталія Миколаївна.
Члени комісії: Грушецька Тетяна Валентинівна, Корнійчик Юрій Миколайович, Радченко Олена Володимирівна, Федосенко Михайло Михайлович, Чесноков Сергій Миколайович.


Елена Радченко
Содокладчик, депутат Олена Радченко проинформировала всех собравшихся о конкретных мероприятиях, которые были проведены рабочей группой:

«Наша рабочая группа, а это была именно рабочая группа, а не контрольная комиссия, выполняла поставленные перед ней Славутичским городским советом задачи почти три месяца. За это время мы проанализировали нормативно-правовые акты сферы здравоохранения, проводимые в стране реформы, консультировались с «бывшими» славутичскими медиками и их коллегами из Чернигова, изучали практический опыт реформирования медицины города Нетишин, то есть старались изучить проблему со всех сторон и найти наиболее оптимальные пути решения «медицинских» проблем города Славутич.

В первую очередь следует отметить, что, учитывая осенние события по «выбиванию» денег на финансирование нашей СМСЧ до конца 2016 года и когда прозвучали обещания поддержать славутичан и город в этом вопросе и кардинально и навсегда решить этот вопрос, наша группа по просьбе Фомичева Ю. К. перенесла рассмотрение этого вопроса на январскую сессию. Все ждали бюджета Украины на 2017 год с показателями 100%-го финансирования ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ Украины». К сожалению, ожидания не оправдались, и всё осталось, как и было: медицинская субвенция, рассчитанная на количество населения Славутича и не покрывающая затрат медсанчасти, и огромный дефицит их бюджета. Единственным нововведением конца 2016 года, далеко не позитивным, было внесение изменений в законодательство и передача полного финансирования всех коммунальных услуг учреждений здравоохранения на местные бюджеты. Таким образом, с 01.01.2017 затраты СМСЧ №5 на коммунальные услуги целиком и полностью компенсируются из местного бюджета города Славутич, а это по бюджетному запросу медсанчасти порядка 10 млн грн.

Главной задачей группы было проработать варианты обеспечения славутичан качественными медицинскими услугами с возможностью влияния на внутренние процессы, происходящие в СМСЧ №5, а именно: заключение и контроль за договорами на предоставление коммунальных услуг (раз уж мы за это платим), возможность обустроить пустующие помещении под общежития, легализовать как общежитие здание «инфекционки», дополнительное привлечение и финансирование из местного бюджета необходимых городу врачей.

Давайте остановимся на некоторых аспектах, касающихся реформирования медицины города, проанализированных рабочей группой.

1. Существует много опасений того, как передача в коммунальную собственность ДЗ «СМСЧ №5 МОЗ Украины» и проводимые в нашей стране реформы повлияют на дальнейшую судьбу медсанчасти. Так вот, изучив нормативно-правовые акты, можно с уверенностью сказать, что форма собственности СМСЧ №5 (государственная или коммунальная) не влияет ни на внедрение страховой медицины, ни на создание госпитальных округов, ни на разделение первичной и вторичной отраслей медпомощи, ни на другие аспекты реформирования. Таким образом, став учреждением коммунальной собственности, наша медсанчасть будет оставаться полноценным субъектом реформирования системы здравоохранения Украины, как, впрочем, и оставаясь в государственной собственности.

2. В связи с этим были, например, признаны «неудачными» варианты:

- создание управления или департамента здравоохранения при Славутичском городском совете без передачи в коммунальную собственность СМСЧ №5. Главным аргументом против данного решения было отсутствие у этого органа влияния на принимаемые администрацией решения и хозяйственную деятельность медучреждения (впрочем, как и сейчас), в связи с их прямым подчинением МОЗ;

- передачи в коммунальную собственность только первичной отрасли медицинской помощи. И в данном случае были свои нюансы. В первую очередь, это приведет к ухудшению качества предоставления медицинской помощи славутичанам, отсутствию взаимодействия между семейными врачами и “узкими” специалистами и – опять! – невозможности влиять на деятельность нашей СМСЧ, у которой останется вторичная специализированная помощь.

3. Отдельно бы хотелось акцентировать ваше внимание на трех важных, активно обсуждаемых вопросах.

Первый – это законопроект №5608, о котором упоминали медики в своем обращении к органам местного самоуправления.

Данный документ касается внесения изменений в Бюджетный кодекс относительно финансирования специализированных медико-санитарных частей не в виде медицинской субвенции, рассчитанной на количество населения города, а путем 100%-ой компенсации всех затрат из Государственного бюджета. Представители СМСЧ просили подождать с передачей их в коммунальную собственность до принятия этого закона, так как он решит все их финансовые вопросы. Аргументом было еще и то, что он уже прошел первое чтение в Верховной Раде. Так вот, главной задачей реформирования медицины города все же является обеспечение предоставления качественных услуг жителям, а принятие этого закона не решает ее. Во-вторых, данный документ 29 декабря только был передан на рассмотрение в комитеты ВР (что можно отследить на ее официальном сайте), а значит, заявления о «первом чтении» – явная ложь. В-третьих, варианты финансирования, изложенные в этом законопроекте, касаются всех учреждений здравоохранения страны, независимо от формы собственности, в которой они находятся (государственная или коммунальная).

Второй – это страхи работников СМСЧ №5 относительно отмены их доплат.

В выводе рабочей группы четко определено, что все доплаты и надбавки при передаче СМСЧ в коммунальную собственность необходимо сохранить. Хотя, если честно, с действующими доплатами у работников не все так однозначно. Во-первых, в расчете медицинской субвенции этих доплат нет (в связи с чем сейчас администрацией они искусственно включены в размер оклада), а значит, их финансирование не обеспечено государством, что уже приводит к дефициту фонда оплаты труда учреждения. Во-вторых, изучив штатное расписание СМСЧ №5, были выявлены интересные факты. Так, например, у младшей медицинской сестры на 01.01.2017 оклад составляет 1938 грн, минимальная заработная плата в стране, от которой рассчитываются оклады работников – 1600 грн (разница до 3200 грн – это доплата, предусмотренная законодательством), возьмем даже одну доплату в размере 25% (1600х25%) – это 400 грн. Какой тогда должен быть оклад у младшей медсестры? Правильно, 2000 грн (1600+400). А если учесть, что озвучивается наличие двух доплат по 25% к окладу (за специализацию и обслуживание «чернобыльцев», как говорится), У нашей группы возник резонный вопрос: а у всех ли работников СМСЧ №5 вообще есть доплаты и в одинаковых ли размерах? К сожалению, ответов мы не получили.

Третий – это предложенный комиссией проект решения.

Вопрос о передаче СМСЧ №5 на данной сессии не рассматривается вообще. По процедуре, сначала горсовет дает концептуальное согласие на передачу, после этого создается новое коммунальное учреждение, в дальнейшем (нами предложено до 01.03.2017) готовится пакет документов (устав, штатка, структура нового учреждения и документы, предусмотренные законодательством по передаче имущества). Это очень длительная и трудоемкая процедура, которая займет не один месяц и потребует еще не одного решения горсовета. Сам факт передачи наступит только тогда, когда Кабинет Министров Украины примет соответствующее постановление (да-да, именно, Кабинет Министров Украины!). И чем раньше мы эту процедуру начнем, тем больше шансов у нас успеть, пока всё не «развалилось» вообще.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Мы (Славутичский городской совет, депутаты, мэр) можем вообще ничего не делать. Ждать манны небесной и надеяться, что само собой всё разрешится. К сожалению, события последних двух лет показывают, что в стране идет децентрализация и государство максимально свои обязанности перекладывает на местные бюджеты.

Разовые попытки решить финансовые трудности нашей СМСЧ не дают гарантий на будущее. Так и сейчас: мы знаем, что денег им до конца года не хватает и одновременно принимаем решение (по просьбе самих же медиков) отложить рассмотрения этого вопроса до 01.06.2017 г. Абсурд. Мы опять ни на что не влияем, помочь жителям улучшить качество медицинских услуг не можем, у СМСЧ непокрываемый ни субвенцией, ни хоздеятельностью дефицит бюджета. Именно поэтому главный вывод нашей рабочей группы: надо научиться брать на себя ответственность и органам местного самоуправления города (депутатам, мэру, исполкому), и, в первую очередь, администрации СМСЧ №5».

Юрий Фомичев
Далее городской председатель Юрий Фомичев обратил внимание депутатов и всех присутствующих в зале заседаний на этику поведения:

«Мы все люди с эмоциями, но я прошу: толерантно, тихо и культурно слушаем друг друга и пытаемся услышать, нас ожидает широкий диспут по этому вопросу. Ведь в итоге в центре внимания должно стоять качество оказываемых медицинских услуг жителям нашего города».

Одним из первых вопрос задал депутат Александр Макаров, который, отметив, что данный вопрос напрашивается в повестку дня, задал вопрос: откуда взять финансирование СМСЧ-5 (10 млн грн)?







Сергей Чесноков
Член комиссии, депутат Сергей Чесноков, активно включившийся в обсуждение, заметил, что документ, который был предложен рабочей группой, носит рекомендательный характер, так как не совсем понятно, как будет идти реформирование: «Я, как член рабочей группы – коллективного органа, его подписал и сегодня готов его обсуждать и конструктивно работать для того, чтобы больше не собирать митингующих и сделать так, чтобы медсанчасть могла спокойно работать. К сожалению, мы действительно не получили от СМСЧ полной информации и ответов на наши вопросы. Пришлось в работе рабочей группы использовать тот материал, который получили, поэтому я готов обсуждать эту проблему и искать поиски компромиссного решения».





Кроме того, член рабочей группы, депутат Юрий Корнейчик добавил: «К работе в группе могли присоединиться все желающие. Работа была открытой. Учитывая социальный накал, но к моему огромному сожалению, активность жителей города и рядових сотрудников СМСЧ № 5 в работе группы оказалась куда выше, чем участие исполнительной власти и администрации медучреждения. Что касается горсовета, то любой депутат заранее имел возможность ознайомиться с рабочими материалами, задать интересующие вопросы и разобраться в сути данной проблемы. По результатам работы, группой была инициирована встреча, на которую были приглашены все депутаты горсовета, но пришли только желающие. Поэтому заявления некоторых лиц о незнании, необоснованости или нецелееобразности, явное лукавство.
Главной целью работы группы было решение вопроса повышения качества предоставления медицинских услуг СМСЧ № 5 славутчанам, с одновременным сохранением сотрудникам всех существующих социальных гарантий.
По итогам работы хотелось бы отметить следующее. Порадовала активность жителей и их стремление к переменам в медицинской сфере города. Но к сожалению, констатацией факта является то, что без принятия ответственных решений городским советом ничего не изменится. Общая позиция членов рабочей группы ображена в выводах.

Виктор Шиленко
После небольшого выступления Юрия Корнейчика слово для выступления перешло к представителям СМЧС–5. Выступление начальника медико-санитарной части Виктора Шиленко, который сказал о нецелесообразности решения данного вопроса в настоящий момент и привел аргументы, которые, по его видению, служат подтверждением этого предложения. Одно из них – отсутствие государственного органа, Государственной национальной службы здоровья Украины, с которой и будут складываться экономические отношения учреждения. Виктор Шиленко обратил внимание депутатов, что изменение статуса медсанчасти приведет к необходимости вновь заключать три международных договора, что также приведет к потере денег. В заключение своего выступления он привел ряд цифр, из которых должен складываться бюджет медицинского учреждения Славутича.

Его выступление поддержали и дополнили заместитель начальника СМСЧ–5 по экономическим и общим вопросам Юлия Даниленко, председатель ПК ППО СМСЧ–5 Оксана Березинец, доктор-травматолог Алексей Ладыжев, заведующая отделением профилактики Елена Сугоняко.

После бурного обсуждения предложенного решения рабочей комиссии, внесения в него ряда существенных поправок и переноса сроков принятия решения по обсуждаемому вопросу к лету депутаты решили наметить пути дальнейшего развития и реорганизации системы охраны здоровья в городе Славутич. В итоге было принято следующее решение:

Про подальший розвиток системи охорони здоров’я в місті Славутич

1. Прийняти до відома висновок робочої групи з питань подальшого розвитку та реорганізації системи охорони здоров’я в м. Славутич, створеної рішенням Славутицької міської ради №356-17-VII від 21.10.2016.
2. Виконавчому комітету Славутицької міської ради спільно з адміністрацією Державного закладу «Спеціалізована медико-санітарна частина №5 Міністерства охорони здоров’я України» (за згодою) в строк до 01.06.2017:
– розробити та подати на розгляд Славутицької міської ради концепцію, структуру органу управління охорони здоров’я, закладу охорони здоров’я, його статут та штатний розпис (зі збереженням існуючого рівня оплати праці), зі збереженням ліжкового фонду, чисельності працівників, цілісності колективу та існуючої системи первинної ланки медичної допомоги;
- підготувати пропозиції та пакет документів, визначений Законом України «Про передачу об’єктів права державної та комунальної власності», щодо передачі в комунальну власність територіальної громади міста Славутич майна Державного закладу «Спеціалізована медико-санітарна частина №5 Міністерства охорони здоров’я України» та подати їх на розгляд до Славутицької міської ради з метою розгляду питання про надання згоди на передачу об’єктів з державної в комунальну власність територіальної громади міста Славутич.
3. Контроль за виконанням даного рішення покласти на постійні комісії міської ради: з питань науки, освіти, культури, охорони здоров’я (Шуригіна Н. М.), з питань міського господарства (Гаврилін Д. В.), з питань законності та правопорядку (Орлов М. І.), бюджетну (Джалалян К. В.) та міського голову Фомічева Ю. К.


Детальную информацию о заседании 21-й сессии городского совета Славутича седьмого созыва жители города могут получить на сайте «Славутицька міська громада»: e-slavutich.gov.ua – трансляція сесії ради онлайн.