Завантаження ...

Независимость Славутича: Как живет самый молодой город Украины

В городе сейчас живет 25 тысяч человек. Из этого числа 7,3 тысяч – пенсионеры. Детей рождается почти вдвое меньше, чем в 1991 году – около двухсот в год. После закрытия атомной станции с работой проблемы. Решение о строительстве Славутича - нового города в Украине - было принято...

 

В городе сейчас живет 25 тысяч человек. Из этого числа 7,3 тысяч – пенсионеры. Детей рождается почти вдвое меньше, чем в 1991 году – около двухсот в год. После закрытия атомной станции с работой проблемы

Решение о строительстве Славутича - нового города в Украине - было принято Советом министров СССР 14 октября 1986 года, через полгода после одной из самых страшных в истории человечества техногенных катастроф 26 апреля на Чернобыльской АЭС.

Это был настоящий ад, только так об этом теперь говорят те, кто пережил катастрофу.

- Действительно ад. С Чернобыльской АЭС после катастрофы уехало все руководство, из 5-тысячного коллектива на станции осталось 500 человек.

Первый мэр Славутича, избиравшийся горожанами шесть сроков подряд (с 1990 по 2015 год) Владимир Удовиченко теперь вспоминает, как он, 37-летний перспективный инженер, рискнул, взвалил на себя ношу и принял должность парторга на ЧАЭС.

На историческом заседании Совмина в 1986-м было принято решение возобновить работу трех уцелевших после катастрофы блоков АЭС. Встал вопрос: где жить коллективу станции? Припять и Чернобыль были признаны непригодными для жизни. Постановили строить новый город, Славутич, около ЧАЭС.

- Изучили карту радиационного загрязнения. И с учетом всех вариантов решили идти в сторону Черниговской обл. Там железная дорога есть, и главное - Черниговская область была менее всего загрязнена. Вокруг Славутича только одно село было отселено. Сначала хотели на берегу Днепра, чтобы как Припять, но там нужно было сделать много намывных работ. Решили отступить на 12 км в лес, железнодорожная станция "Нерафа". Тут и начали строительство, - вспоминает Удовиченко.

Спрашиваю, как ему удавалось после аварии уговаривать физиков-ядерщиков, "золотой фонд" высоковостребованных и прилично обеспеченных специалистов, переезжать поближе к аду поставарийной Чернобыльской АЭС?

- Неужели квартирами в Славутиче соблазняли, льготами?

Он смотрит на меня, почти с сочувствием:

- Они ученые… (подбирает слова, - авт.). Вот авария когда была, заместитель главного инженера не поверил, что эта крышка весом две тысячи тонн почти, что ее вырвало и она стоит (показывает жестом перпендикулярно), пошел посмотреть… Умер в больнице в Москве.

Владимир Петрович сосредоточенно смотрит в стол, и видно, что ему очень трудно об этом говорить, вспоминать.

К моменту развала Советского Союза Славутич был уже построен от проекта наполовину. На 30 тысяч населения, хотя изначально планировалось на минимум вдвое больше. Удовиченко сейчас вспоминает, что первые трудности с финансированием строительства возникли еще в 1988 году, после землетрясения в Спитаке. Туда были брошены основные ресурсы, внимание к стройке нового города поубавилось. А в 91-м и вовсе "приплыли": не только финансирование остановилось, стали разъезжаться по домам строители из восьми союзных республик, участвовавших в постройке.

"Из Совмина Азербайджана пришла категорического тона телеграмма: всех людей отзываем и просим больше не беспокоить (оставались незаконченными два жилых дома, четыре коттеджа и детский сад). То же самое на эстонском квартале – ни людей, ни строительных материалов
", - вспоминает Удовиченко.

Тогда город спасла Чернобыльская станция, взяла на себя около 85% городского бюджета. По "кровеносным сосудам" ЧАЭС потекли отчисления от прибыли во все сферы – на строительство, на "социалку". Даже оплату коммунальных услуг и коммунальные службы города и те "тащила" на себя станция. На оплату коммунальных услуг населением смотрели тогда сквозь пальцы.

Славутчане вспоминают, что страшный для всей страны год тотального дефицита очередей за всем самым необходимым для горожан прошел легче. Город был отнесен к четвертой – зоне повышенного радиационного контроля, а это давало целый пакет соцльгот. В столовой на ЧАЭС сотрудников неплохо кормили, а в городе многое можно было приобрести за чеки, которые выдавали на АЭС.

В Славутиче уже тогда жили 20,9 тыс. человек. Причем людей в возрасте старше 50 лет было не более 1,2 тыс. человек, а старше 70 лет – всего лишь 209 человек. К 1991 году в городе уже успели сыграть первую свадьбу – 26 сентября 1987 года поженились слесарь-трубоукладчик Юрий Балан и инженер отдела работы треста "Подзембуд" София Лысенко. Свадьба была безалкогольной, молодоженам сразу дали в Славутиче двухкомнатную квартиру. В Славутичинском роддоме давно родился первый новорожденный – 29 апреля 1989 года - Алексей Буря. За 1991 год в роддоме города родилось уже 469 детей.

В городе уже был железнодорожный вокзал, родильный дом, два физкультурно-оздоровительных комплекса, 6 детских садов. 13 кварталов, получивших названия городов, участвовавших в постройке, были их маленькими архитектурными копиями. Кварталы Бакинский, Белгородский, Вильнюсский, Добрынинский, Ереванский, Киевский, Ленинградский, Московский, Печерский, Рижский, Таллиннский, Тбилисский, Черниговский. В Ереванском квартале, например, дома из туфа, камня вулканического происхождения, имеющего розоватый оттенок. Все, как в столице Армении, которую из-за туфа называют "розовым городом". Рижские панели для домов в Прибалтийском квартале привозились с окнами, в которых уже были стекла. А на стенах вильнюсского детского сада были развешаны знаменитые прибалтийские гобелены.

Кварталы радиально расположены вокруг центральной площади - праздничной, белой, со зданиями, облицованными инкерманским камнем. На площади киноконцертный зал, универмаг "Минск", который строили сотрудники Белорусской ТЭЦ. Гастроном светлый, с новыми витринами и цветным охлажденным желе в вазочках. На улице, на площади, открытое кафе с видом на проспект Дружбы народов. Уже тогда работали ресторан, ночной клуб.

Интересно, что Славутич был едва ли не единственным городом, в котором не было памятника Ильичу. Не только Ленину, вообще не было никаких памятников коммунизму, символично оставшихся за колючей решеткой городов 30-км загрязненной радиацией зоны. На главном монументе в центре города поставили его символ – Белый ангел. На улицах города прелестные статуэтки – мама с детьми, косули, ереванский крест.

Сразу же были красивые украшения на домах и знаменитые фонари, которые в городе почему-то до сих пор называют "фонарями Церетели".

Из Киева в 1991-м в Славутич еще ходила "ракета" по Днепру – на ней с особенным комфортом можно было добраться.


Алена Голубева
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями:
мрия