Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

Организатор фестиваля урбанистики: Хорошие города строятся не благодаря хорошим мэрам, а благодаря людям

24 апреля в Славутиче начался первый фестиваль кино и урбанистики "86", где, помимо кино, можно будет наблюдать постановку в жанре документального театра, которую готовит херсонская арт-группа "Тотем".

Надя Парфан. Все фото Александра Бурлаки
24 апреля в Славутиче, маленьком городке неподалеку от границы с Белоруссией, начался первый фестиваль кино и урбанистики "86", который придумали участники команды кинофестиваля "Молодость" Илья Гладштейн и Надя Парфан.

На фестивале, помимо кино, можно будет наблюдать постановку в жанре документального театра, которую готовит херсонская арт-группа "Тотем", а также участвовать в дискуссионной платформе, посвященной экономике культуры малых городов, где соберутся культурные активисты и менеджеры.

Мы поговорили о фестивале с Надей Парфан, которая одна из немногих занимается урбанистикой в Украине.

- Почему фестиваль посвящен именно кино и урбанистике? Ты интересуешься и тем, и другим, но почему вы с Ильей решили совместить две составляющие?

- Задумывая "86", мы хотели работать с маленькими региональными центрами и выйти за границы Киева. Несмотря на то, что это культурный проект, он урбанистический, поскольку мы делаем акцент на маленьком городе и хотим превратить его в площадку современной культуры. В основном такие культурные процессы происходят в Киеве и частично в больших городах – Харьков, Одесса, Львов. Такое впечатление, что культурная карта Украины пуста.

Урбанистика выбрана еще и потому, что мы пытаемся максимально привлечь к фестивалю местные сообщества и власти. Они очень открытые и нам помогают. Пытаемся работать с местными волонтерами и предпринимателями.

А кино - потому что у нас есть опыт организации кинособытий, мы знаем, как это технически работает и умеем делать это хорошо. Преимущество состоит еще и в том, что кино – очень демократичный вид искусства, и с его помощью можно говорить с широкой аудиторией. Оно доступное и цепляет разных людей: молодых, старых, женщин, мужчин, бедных, богатых. Это очень круто, потому что через кино можно поговорить. А современное искусство очень сложное и к нему нужно готовить публику.

- Этот вопрос тебе наверняка задают все, но почему фестиваль решили сделать именно в Славутиче?

- Не устаю об этом говорить - потому что каждый раз, когда я туда приезжаю, понимаю, что это очень крутой город. Мы сделали выборку на свой субъективный вкус, и видно, что попали в точку.

Во-первых, хотелось выйти из мегаполиса и отойти от экофестивалей на природе и в селе, хотелось чего-то промежуточного, поработать с маленьким городом.

Славутич – очень интересный город. Он абсолютно недооцененный и неизвестный. Это самый молодой город в Украине, он был основан в 1986 году, туда переселили людей с Припяти.

Славутич интересен еще и с точки зрения планирования и архитектуры. В его строительстве принимали участие все советские республики. Каждый квартал был сделан отдельной республикой и строился из местных материалов. Например, в армянском квартале есть какой-то розовый материал на фасадах, его привезли прямо оттуда. Это уникальные вещи.

Еще в Славутиче есть абсолютно сумасшедший и прекрасный баланс между природой и цивилизацией. Например, в моем любимом ленинградском квартале ты выходишь из многоквартирного дома и попадаешь прямо в сосновый лес.

У нас были и другие варианты, где провести фестиваль, но местная власть сыграла решающую роль, потому что они нас пустили, позволили сделать то, что мы хотели, и очень помогли.

- А что именно они сделали?

- Мы нашли в интернете номера телефонов администрации, позвонили и сказали, что хотим сделать фестиваль. Мэр Славутича принял нас сразу, никуда не посылая, не советуясь с тысячами секретарей. Эта открытость очень важна, потому что мы там гости. Кроме того, местные власти бесплатно нам дали некоторые помещения для проведения событий и помогли сконтактироваться с партнерами.

Я понимаю, каково делать такие проекты в Киеве: потребовалось бы очень много ресурсов, времени, денег.

- Славутич называют идеальным. Это так или нет?

- Этот город вызывает у меня большой интерес. Я работала над диссертацией "Урбанистическая утопия в советской культуре". Помимо советских утопий, долгое время изучала такие утопии в мире. И вот с этой точки зрения Славутич - идеальный город. Конечно, там есть проблемы, как и в другом любом городе. Но он интересен тем, как себе представляли идеальный город и советский авангард планировщики.

В Славутиче чувствуется какая-то прохлада модернизма. Геометрия, суровость модернистской архитектуры. Пространство города твердое и пустое. Но в то же время оно смягчается лесом, свежим воздухом и дружелюбными людьми. Я никогда не была на севере Европы, но именно так я себе представляю Скандинавию, как будто это наша украинская Скандинавия.

- Урбанистов и тех, кто исследует эту тему и занимается городским планированием, в Украине не так много. Как думаешь, почему у нас это движение не развивается и может ли в ближайшее время появиться что-то вроде института "Стрелка"?

- Урбанистика – западное слово. Это американская наука, связанная с созданием Северной Америки и Новым светом. Американские колонизаторы пришли на чистый лист, расчистили территорию и начали строить города с нуля. Поэтому там такие прагматичные, суперрациональные пространства.

В нашей стороне мира, в Европе, города появились раньше, и мы постоянно их перестраиваем. Например, в Киеве есть памятники средневековой культуры, и по своей философии, и природе у нас невозможен рациональный подход. Мы же не можем стереть нашу историю.

Почему у нас нет урбанистики? Потому что это что-то очень новое, а мы в хорошем смысле слова старые. Я изучала урбанистику в Штатах, жила в американском городе и сильно переосмыслила Киев и Украину. Мы не ценим того, что у нас есть. Очень здорово, что у нас нет урбанистики, зато есть Днепр, склоны и интересные исторические памятники.

А что касается современной урбанистики, то такие специалисты есть, просто они себя так не называют. Это люди, которые умеют стратегически думать про устойчивое развитие городов, про инфраструктуру.

Урбанистика очень междисциплинарна, это сложная командная работа: архитекторы, планировщики, финансисты. У нас нет опыта такого междисциплинарного планирования городов, и в этом второй фактор, почему эта сфера недостаточно развивается. У нас нет ни научного, ни политического опыта принятия решений. Но все меняется, потому что есть объективные мировые тенденции, которые толкают нас к этим вещам.

Я достаточно критически отношусь к институту "Стрелка". С одной стороны, ее основатели "хипстеризовали" Москву. Когда я последний раз была там, мне город очень понравился. Я глазам своим не верила, сравнивала Москву и Нью-Йорк, и Москва мне нравилась больше. Но это был отстраненный взгляд человека с узкопрофессиональным интересом.

С другой стороны, Москва и все большие города мне не импонируют, потому что в них сконцентрированы все ресурсы. Мне более близко гармоничное развитие небольших городов, поэтому я бы хотела видеть в Украине не институт "Стрелка", а институты "Стрелки". Чтобы это стало нормой, чтобы в каждом городе были свои институты и были разработаны механизмы привлечения молодежи, художников, местных людей. Думаю, это вопрос времени.

- Чем эти институты могли бы заниматься?

- Поскольку я живу в Киеве, то скажу о нем. Во-первых, заниматься "визуальной экологией". Достаточно пройтись по проблемам - и ответ у нас уже есть. Разработать регулирование внешнего оформления фасадов и рекламы. У нас очень загруженная городская среда, это касается и улиц, и публичного пространства, и общественного транспорта, и самой архитектуры.

Все эти проблемы просто решить: должны быть четкие правила, и это не так дорого. Несколько специалистов из сферы дизайна и архитектуры могут это сделать.

Самое важное – это качественное публичное пространство. В нормальном городе должны быть места, куда может прийти любой человек или максимальное число людей и взаимодействовать со своими соседями по городу. Поскольку Киев - специфический город с минусовой погодой, то это должны быть в том числе закрытые или защищенные пространства – библиотеки, театры, выставочные пространства муниципального типа на районах – Борщаговке, Троещине, Виноградарях. Туда можно прийти пенсионерам, мамам с детьми, школьникам. Там должны оказываться какие-то культурные, образовательные услуги, и сама громада должна решать, что какие именно.

У всех парков и публичных пространств в Киеве есть одна проблема. Они советские по своему планированию. Это хорошо, что они есть, потому что когда ты выходишь из дома в Филадельфии, то сразу видишь перед собой хайвей, это жестко. Поэтому я ценю такие советские пространства, но они не дружественные для использования. Они должны быть спланированы под человека.

Например, на газоне не требуется бордюр или забор. От кого его защищают? Зачем отделять человека от газона? Надо придумать, чтобы это было полезно. Или вот Европейская площадь: там в центре стоит монументальный не дружественный объект. Это не площадь, а транспортная развязка. Надо, чтобы такие объекты были местами для взаимодействия.

- Как думаешь, когда эти идеи начнут воплощаться в жизнь?

- Сейчас такая ситуация в стране, что очень тяжело прогнозировать этот момент. Я не верю новым старым политикам, и думаю что люстрация будет идти долго.

Важно, что люди начинают быть активнее, и на уровне урбанистики это ключевой момент, потому что хорошие города строятся не потому, что там есть хорошие мэры. Люди должны самоорганизовываться, тогда из этого что-нибудь получится. Это будет долго, нудно тяжко и нескоро, поступательно. Маленькие точечные достижения произойдут в ближайшее время, а потом их количество будет возрастать.

Екатерина Сергацкова
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: