Завантаження ...

Закрытие ЧАЭС: ретроспективный обзор газетных публикаций

Восхитительная это штука – старые газеты! С одной стороны, они своего рода зеркало общества своего времени, а с другой, в исторической ретроспективе – некий ирреальный, параллельный мир, в котором существуют события, которые предполагались, но зачастую как-то не сложились. История закрытия ЧАЭС...

 
Восхитительная это штука – старые газеты! С одной стороны, они своего рода зеркало общества своего времени, а с другой, в исторической ретроспективе – некий ирреальный, параллельный мир, в котором существуют события, которые предполагались, но зачастую как-то не сложились. История закрытия ЧАЭС, отраженная в послеаварийной прессе, еще один тому пример, причем очень яркий.

... Пресса начала “закрывать” Чернобыльскую АЭС задолго до того, как 15 декабря 2000 года был остановлен последний из действующих блоков станции, зачастую не имея практически ни малейшего представления, о чем говорит. Так, газета «Новые известия» в те дни писала: «15 декабря по постановлению правительства Украины будет закрыта Чернобыльская АЭС, на которой 26 апреля 1986 года произошла крупнейшая техногенная катастрофа: ядерный взрыв на 4-м атомном реакторе. В результате аварии произошло радиоактивное заражение территории в радиусе 30 километров, где теперь стоят мертвые села, заброшенные сельхозугодья, "мертвый город" Припять, где жили энергетики. Специалисты из многих стран мира говорят о необходимости полного закрытия Чернобыльской АЭС. Однако прекращение эксплуатации ныне действующего третьего энергоблока завершится к 2008 году, когда с реактора будет снЯто все топливо.

Большинство газетных и интернет-текстов были “остро оптимистичными”. Журналисты с удовольствием цитировали президента Леонида Кучму: «...глава государства подверг сомнению предположение, что после остановки ЧАЭС украинская энергетика окажется в затруднительном положении. По его словам, оказание помощи Украине в процессе закрытия ЧАЭС – дело чести и совести государств, которые брали на себя определенные обязательства по этому поводу. Так, президент США Билл Клинтон заявил о готовности Америки оказать помощь Украине. Аналогичные заявления сделали президент Франции Жак Ширак и председатель Европейской комиссии Романо Проди. Причем, отметил украинский лидер, 3-й блок Чернобыльской АЭС будет закрыт, даже если страны «большой семерки» не выделят необходимые средства на реализацию проекта «Укрытие». «Я – президент великой страны и несу ответственность за свои слова», – заявил Леонид Кучма». (Газета «Факты и комментарии, 08.06.2000).

Примечательно, что голоса за то, чтобы ЧАЭС продолжала оставаться в генерации, в то время чаще звучали из России, чем из Украины. Так, 27 ноября в интервью иностранным журналистам министр по атомной энергии России Евгений Адамов подверг критике решение Украины закрыть Чернобыльскую АЭС (об этом сообщило агентство Reuters). Евгений Адамов считал, что более целесообразным было бы модернизировать последний Чернобыльский реактор типа РБМК, чем поддаться давлению Запада и закрыть станцию 15 декабря. По словам Адамова, закрытие Чернобыльской АЭС – «очень политическое событие», необходимое Украине для получения западных инвестиций.

Еще более конкретно высказался 6 июня 2000 года в прямом эфире «Эхо Москвы» тогдаший заместитель министра по атомной энергии России Булат Нигматулин: «Давайте посмотрим, что дает третий блок Чернобыльской станции. Только по тарифам, существующим на Украине, будем считать, что 1 цент (хотя там тариф 2 цента) – это примерно 80 млн долларов производства электроэнергии на этом одном блоке за 1 год. Мог бы работать еще два года, то есть 160 млн долларов. При страшнейшем дефиците производства электроэнергии на Украине. Да, 70 млн – это на закрытие. Это в основном на реновацию, реконструкцию Саркофага. Что делать 8 тысячам человек? Что делать там площадке теплоснабжения? Там надо создавать тепловые мощности, отапливать поселки и Славутич. Там надо поддерживать парные аппараты. Там радиоактивные отходы. Это всё надо создавать. То есть 80 млн по сравнению с теми проблемами, которые сейчас становятся перед этим блоком, несоизмеримы.

И, наконец, при дефиците генерирующих мощностей на Украине надо вводить два новых блока – Хмельницкий и Ровенский. И это проблема кредитов, которые чрезвычайно дороги... Вот эта сторона будет проблемой, это тяжело для Украины». Справедливости ради следует отметить, что г-н Нигматуллин во многом оказался прав, хотя его беглый прогноз касался в основном проблем, связанных с закрываемым досрочно третьим блоком. Персонал и руководство ЧАЭС столкнулось со значительно более сложными проблемами ВСЕЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ПЛОЩАДКИ.
Из украинских изданий, которые решились системно говорить о закрытии ЧАЭС в сколь-нибудь критическом духе, можно выделить, пожалуй, публикации газет «День» и «ПРАВДА оn-line».

Последняя, со ссылкой на кандидата физико-математических наук, доцента кафедры «Атомные электростанции» Одесского государственного политехнического университета Олега Евгеньевича Зотеева, в апреле 2000-го писала следующее: «Есть ли необходимость в закрытии ЧАЭС? Может, эксплуатация ее как раз является необходимой? Почему в работе атомных станций видят однозначно вред, чем, кстати, и подогревается общественное мнение?» По мнению О. Е. Зотеева, сегодняшнюю ситуацию на единственно работающем блоке ЧАЭС можно охарактеризовать как достаточно стабильную. Это из всех известных в мире полутысячи атомных блоков, пожалуй, единственный, где приняты столь повышенные меры безопасности. Идея того, что западные АЭС надежны, а постсоветские вот-вот взлетят на воздух, можно считать мифом, разработанным в лабораториях психологического информационного воздействия. Наш блок работает на пониженной мощности (0,8–0,9 от номинальной), на нем произведена почти полная замена советских систем автоматики на зарубежные, в частности французские. Но, к слову, именно этой электронике мы обязаны аварийным остановкам блока в последние два года. Объективно же в Украине существует дефицит мощностей на атомных и тепловых станциях порядка 4 млн кВт. Если блок будет все-таки остановлен при отсутствии компенсирующих мощностей, последствия ощутит каждый, и прежде всего по размороженному холодильнику и погасшему экрану телевизора...

...Интересно проследить, как меняется позиция Запада и в отношении к нам, что хорошо видно по величинам денежных компенсаций, обещанных за закрытие ЧАЭС. Когда в 1992 году начались первые попытки инициировать закрытие станции, нам в качестве безвозмездной помощи предлагалось почти 4 млрд долларов. Но тогда Украина была по мощи третьей ядерной страной в мире и не считаться с ней было невозможно. Сейчас же отношение стран «Большой семерки» к нам резко изменились. От обещанных миллиардов осталось 400 млн долларов на специальном счете в ЕБРР (Евробанке реконструкции и развития), и нам едва ли удастся взять хотя бы 1 доллар без разрешения стран-доноров. На недавнем саммите «семерки» в Германии было продекларировано намерение о выделении дополнительно еще 300 млн долларов. Однако даже вместе с обещанными Клинтоном 78 миллионами сумма получается недостаточной даже на реконструкцию Саркофага над 4-м блоком! Тем более этих денег не хватит, чтобы достроить компенсирующие мощности на Ривненской и Хмельницкой АЭС. (Достройка этих двух блоков потребует по разным оценкам от 360 до 500 млн долларов. Получим ли мы их: где гарантии?) Не повлечет ли игра "в поддавки" с Западом и другие миллионные потери для нашей экономики? Ведь закрыть АЭС – это не то, что выдернуть штепсель из розетки! Тем более, что в деталях технология закрытия таких станций практически нигде в мире не разработана.

Пока в Национальном ядерном центре АН Украины создан только отдел под руководством известного физика, доктора физико-математических наук В. И. Слисенко. Этой же проблемой занимаются и ученые кафедры «Атомные электростанции» ОГПУ. По сделанным ими подсчетам, закрытие – процедура дорогостоящая (порядка 3,5–5 млрд долларов) и растянутая во времени примерно на 10–15 лет. Велика и социальная цена вопроса. Ведь в городе атомщиков Славутиче живет почти 25 тыс. человек, из них 8 тыс. – дети. Около 6 тыс. взрослых останутся без работы. «Особо нужно сказать и о судьбе Чернобыльской зоны, – продолжает О. Е. Зотеев. – Это территория, обмотанная ста шестьюдесятью километрами колючей проволоки. На ней находится более пятисот временных и стационарных могильников радиоактивных отходов. Но есть и места, пригодные для жизни людей. Истории об ужасных мутантах – фантазии недобросовестных рассказчиков. На территории зоны мог бы быть создан полигон для отработки технологий по закрытию атомных станций, за пользование которым можно было бы брать деньги со всех стран-членов МАГАТЭ. Но для этого нужно побороться за свои интересы...»

...Сегодня, по прошествии пятнадцати с небольшим лет, всё написанное корреспондентом «ПРАВДЫ оn-line» подтвердилось с лихвой.

Остальные СМИ Украины о том, что принятое решение – чистой воды политическое, упоминали очень осторожно и вскользь. Как, к примеру, «Независимая газета» в те дни писала:
«Победа политики над здравым смыслом. Через неделю закроют Чернобыльскую АЭС. Киевские власти с большой помпой готовятся к закрытию Чернобыльской АЭС. Верховная Рада провела парламентские слушания, посвященные этому событию. Украинские нардепы приняли обращение к парламентам и правительствам зарубежных государств, где потребовали от стран «Большой семерки» выполнения взятых на себя обязательств по закрытию станции, вспомнили библейские откровения о «полынь-траве на Черной речке».

Однако хор украинских политиков на тему "глобальной значимости закрытия ЧАЭС" больше напоминал хорошо организованную PR-кампанию, а не серьезный и глубокий разговор о судьбе ядерной энергетики в Украине… В то же время и голос здравого смысла относительно истинных причин скоропалительного закрытия ЧАЭС в Киеве прозвучал. Председатель комитета по вопросам ТЭК Александр Гудыма заявил на слушаниях, что последствия решения о закрытии станции создадут дополнительные проблемы, значительная часть которых «имеет дискуссионный и неопределенный характер». Спикер Верховной Рады Иван Плющ считает, что «решение вопросов закрытия ЧАЭС и строительства компенсирующих мощностей без западной помощи невозможно. Запад увязывал возможность финансовых кредитов с точной датой закрытия станции».
«Главы Украины и США подписали заявление о закрытии Чернобыльской АЭС. …Клинтон и Кучма подписали заявление, в котором говорится, что Чернобыльская АЭС будет закрыта 15 декабря 2000 г. На церемонии подписания президент США огласил решение выделить дополнительно 78 млн долларов для Чернобыльского фонда «Укрытие». Посол США в Украине Стивен Пайпфер сообщил, что 5–6 июля в Германии состоится специальная конференция стран-доноров Фонда «Укрытие» по сбору средств на строительство нового Саркофага. Посол напомнил, что уже найдено 400 млн долларов и еще около 350 млн долларов следует найти». «Уверенность в их получении столь велика, что министр финансов Украины Игорь Митюков уже заявил о закладке 450 млн долларов внешней помощи в проект Госбюджета на 2001 г., утвержденный правительством… Прощальный визит Клинтона, по мнению Киева, означает, что Украина сохранит функцию буфера между Западом и Россией. В интервью киевскому еженедельнику «Зеркало недели», опубликованном за день до визита, президент США дал понять, что в будущем видит Украину глубоко интегрированной в европейские и евро-атлантические структуры, причем независимо от того, как будут складываться отношения России и Запада».

Что любопытно: центральные СМИ как-то вскользь упомянули и о таком важном факте, как на состоявшемся 4 декабря 2000 года выездном заседании Верховной Рады Украины в Славутиче, где парламентарии приняли рекомендацию НЕ останавливать третий энергоблок ЧАЭС в зимний пик энергопотребления, а подождать до апреля 2001 года. Эта рекомендация, как известно, правительством принята не была. Зато почти все СМИ Украины опубликовали пламенную речь главы Украинского Народного Руха, народного депутата, бывшего министра охраны окружающей среды Юрия Костенко на международных парламентских слушаниях 5 декабря относительно закрытия ЧАЭС: «Сегодня можно констатировать, что после длительного переговорного процесса, продолжавшегося и после подписания Меморандума, мы, наконец, начали практическую реализацию программы... В частности, Украина получила первый грант на сумму около $150 млн для подготовки ЧАЭС к выведению из эксплуатации, в том числе на строительство мини-ТЭЦ, захоронения для отработанного ядерного топлива и предприятий по переработке радиоактивных отходов... Детально обсуждена стратегия превращения объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему... Проведена огромная работа относительно создания Международного исследовательского Чернобыльского центра, который уже начал работу и который, кроме научной поддержки реализации программы и повышения уровня безопасности использования ядерной энергии, будет играть значительную роль для создания новых рабочих мест персоналу ЧАЭС. Разработан и ряд программ относительно социальной защиты жителей Славутича...

...Сегодня многим в мире кажется, что нажатием 15 декабря кнопки «Стоп» Чернобыль отойдет в прошлое. Если так случится, то это будет очередной трагической ошибкой нашей цивилизации. Мы должны пройти вместе еще длинный и сложный путь поиска решения тех глобальных проблем, которые поставил перед человечеством Чернобыль. Иначе Чернобыльская трагедия никогда не останется в прошлом, а все время будет тяготеть над нашим общим будущим».

...Оглядываясь назад, справедливости ради следует сказать, что значительная часть опасений, высказанных в приведенных выше – и не приведенных, но опубликованных – опасений либо не сбылась, либо была успешно преодолена – несмотря на все трудности, с которыми приходилось сталкиваться государству Украина и персоналу ЧАЭС на пути вывода станции из эксплуатации. В частности, специалистами станции разработана вся необходимая нормативная документация. Вопреки опасениям, связанным с отсутствием опыта в части снятия АЭС с эксплуатации, сегодня ЧАЭС – это предприятие, которое уже само накопило уникальный опыт, знания и навыки в данной сфере и уже само готово поделиться наработанным.

Отдельная тема – международная техническая помощь. Мир действительно не бросил Украину один на один с чернобыльскими проблемами. За 20 лет, с 1995 по 2015 год, мировое сообщество выделило на выполнение международных проектов на промышленной площадке станции более 2,5 млрд долларов. Часть проектов уже завершена, часть находится в стадии реализации. И все же Чернобыльская АЭС по-прежнему требует самого пристального внимания и действенной помощи.

В течение 2000 года украинские и мировые СМИ обращались к теме закрытия ЧАЭС постоянно. С радостью и надеждой. В канун пятилетия, в основном, писали о визите на станцию президента Виктора Ющенко и о том, что сделано на ЧАЭС в части снятия с эксплуатации за прошедшие пять лет. В десятую годовщину СМИ впервые громко заговорили о политической подоплеке закрытия ЧАЭС. Публикаций было много и все они так или иначе сводились к мысли: что ж теперь, после боя, кулаками не машут. В канун 15-й годовщины повышенное внимание к теме досрочного останова ЧАЭС пока не фиксируется...

Майя РУДЕНКО
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями:
мрия