Ко Дню торговли. «Покупай живопѝсь!»

Нечто подобное кричал на рынке герой Георгия Вицина в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Эта любимая разными поколениями людей на территории бывшего СССР комедия 60-х годов высмеивала недостатки в существовавшем быту, в том числе и «блошиные рынки».

 
Нечто подобное кричал на рынке герой Георгия Вицина в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Эта любимая разными поколениями людей на территории бывшего СССР комедия 60-х годов высмеивала недостатки в существовавшем быту, в том числе и «блошиные рынки». При всеохватывающей и широко развитой государственной и кооперативной торговле все стихийные, частные рынки клеймились понятием спекулятивной торговли, что считалось в широких слоях населения делом зазорным. Но очень часто этими рынками пользовались все, особенно в эпоху дефицита!

На смену одной социально-экономической формации в 1991 году пришла другая. Капитализм – это, прежде всего, частная форма собственности. Наиболее успешно на рельсы частной торговли перешла… торговля государственная! Сегодня уже не найдешь предприятий государственной торговли – тяжелое социально-экономическое положение жителей на бывшей территории бывшего СССР способствовало широкому росту частных предпринимателей, которые работали в сфере торговли. Уже почти забыто слово «спекуляции», денежно-товарный обмен охватил широкие слои населения. За прилавками частных базаров можно встретить людей разных профессий – от профессионалов до учителей, врачей, инженеров, слесарей, преподавателей техникумов и вузов, бывших военных и работников сферы культуры. Сегодня в Славутиче существует торговля, которая основывается на частной форме собственности.

Вот что говорит заведующая отделом по вопросам защиты прав потребителей, торговли и сферы услуг Славутичского горисполкома Татьяна Щербина: «В городе только частная форма торговли. В этом есть и преимущество, и свои трудности. Я, в первую очередь, считаю, что на торговлю продовольственными товарами должен быть более глубокий и пристальный взгляд государства, так как это непосредственно влияет на здоровье человека. Не только сам человек, но и государство должно следить за качеством товара, за безопасностью добавляемых в продукты ингредиентов. Сегодня как бы подчеркивается политика невмешательства органов власти в работу бизнеса, но, возможно, это не всегда хорошо. С другой стороны, частная форма торговли, благодаря конкуренции, позволяет расширить ассортимент товара, его наличие на прилавках, влияет на его себестоимость».

Торговля –одна из древнейших профессий. Торговые пути – «Из варяг в греки», «Великий шелковый путь» и многие другие – становились основой формирования более плотного народонаселения. Это нам известно еще со школьной скамьи. За прошедшие века по-разному менялось отношение к людям, занимающимся торговлей, но нельзя найти в истории последних столетий место, когда население планеты обходилось бы без торговли. Можно сказать, что торговые люди были востребованы всегда. Что же это за профессия и каким же должен быть торговый работник?

Татьяна Леонидовна без задержки отвечает:

– Учиться, учиться, никогда не поздно учиться! И если мы говорим об истоках торговли, то всегда можно найти подтверждение тому, что торговые люди в большинстве своем были людьми грамотными, образованными. В наше время знание технологий, товароведение, умение общаться с людьми, знание психологии, знание рынка спроса – вот далеко неполный перечень того, что необходимо знать. Я бы пожелала всем людям, которые идут в торговлю, запастись необходимым багажом знаний – и тогда она не станет для них каким-то временным пристанищем только для зарабатывания денег, а они увидят творческий потенциал этой работы, почувствуют необходимость и полезность обществу, благодарность. Сфера торговли – это на 90% сфера человеческого общения и взаимоотношений. Качество обслуживания покупателя включает в себя и умение толерантно обращаться с людьми, и культурно обслужить их. Я считаю, что сегодня учебные заведения торговли дают не совсем достаточную подготовку в этом отношении. Умение общаться, добросердечное отношение к покупателю, знание товара – всё это способствует созданию положительного имиджа торгового предприятия, его прибыльности.

– Вопрос не совсем праздничный, но и обойти его нельзя. Одной из задач вашего отдела является защита прав потребителя. Какие чаще всего поступают жалобы в ваш отдел от потребителей, что вы можете предпринять в подобных случаях и что советуете покупателям?

– В современных рыночных отношениях усилились проявления мошенничества в товарно- денежных отношениях, но всё же наиболее часто встречающиеся жалобы связаны с культурой обслуживания. И здесь надо в каждом отдельно взятом случае подходить к разрешению конфликта по-разному. Конкретный пример: покупателю не меняют гарантийный неисправный товар, а предлагают отправить его в сервисный центр на диагностику и ремонт. И, согласно последним законам о торговле, продавец прав. Еще десять–пятнадцать лет назад, можно сказать, безоговорочно действовал лозунг «Покупатель всегда прав», а сегодня, согласно закону о правах потребителя, при неисправности сложной электронно-бытовой техники покупателю могут предложить направить покупку на ремонт – и ему придется с этим согласиться.

Возврат денег или замена покупки может произойти в том случае, если покупатель через сервисный центр получит акт экспертизы о неисправности товара и возможности или невозможности его ремонта. Существуют примеры конфликтных ситуаций, когда непрофессиональная подготовка и незнание товара дают продавцу возможность ошибочно считать, что покупатель несоразмерно “качает права”, требует большего, чем положено. И тут важна толерантность и выдержка, культура общения – все эти слова я обращаю к обеим сторонам торгового процесса. Покупатель должен понимать, что, напротив, за прилавком, – тоже человек и культура общения в равной степени зависит от обоих.

– А что бы вы в канун профессионального праздника пожелали работникам сферы торговли и услуг?

– Как и всем людям – конечно же, стабильности и благополучия, мирного неба, уверенности в своих возможностях, а еще крепкого здоровья, терпения, толерантности, благодарного покупателя и клиента.
Завершая разговор о дне профессионального праздника работников торговли, редакция предлагает читателю некоторые высказывания на эту тему людей, которые в той или иной мере имеют отношение к этому дню, а так, как покупатель – один из участников торгового процесса, то это будут высказывания горожан.

 
Александр:

– В торговле главное–- терпение и взаимопонимание. Когда существуют эти два фактора, то любой вопрос можно разрешить. Я всего три года как стал за прилавок, и первый вывод, какой я сделал: спокойное, выдержанное отношение к покупателю, умение выслушать и понять его способствует успешной торговле. Всем участникам торгового процесса желаю здоровья, благополучия и достатка!»








 
Мария:

– Я работала и в школе, была и нормировщиком, и экономистом, потом жизнь заставила пойти в торговлю, так как на маленькую пенсию не проживешь. Торгую уже 25 лет. Пожелать хочу и стоящим за прилавком, и покупателям в первую очередь благополучия, здоровья и достойного заработка.









 
Людмила:

– Все мы одновременно являемся и продавцами, и покупателями. Закончив работу на вещевом рынке, я направляюсь к продуктовым ларькам и становлюсь покупателем. Поэтому в первую очередь советую всем быть честными на своем рабочем месте. Поступать так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой. К славутичскому покупателю у меня отношение особое. Здесь, как нигде в других местах (а мне пришлось торговать не только в области, но и по Украине поездила), покупатель четко знает, ЧТО он хочет и ЧТО ему необходимо, он хорошо разбирается в качестве товара. Это зависит не столько от величины зарплаты, как от характера и воспитания людей. Такие люди встречаются и в других городах, но в Славутиче таких людей – большинство. В преддверии праздника хочу пожелать всем мирного неба и благополучия.



 
Иван:

– Просто хочу пожелать здоровья, мира, благополучия в их семьях, хорошего и спокойного покупателя, чтобы мы всегда могли найти свою покупку, а их товар – своего покупателя.











 
Елена:

– Я являюсь постоянным покупателем и на торговый процесс смотрю только со стороны покупателя. Хочу пожелать работникам торговли, чтобы их товар радовал наш глаз, чтобы мы могли выбрать и по цене, и по качеству то, что мы хотим. Желаю и продавцам, и покупателям быть доброжелательными, толерантными в общении, уметь выслушивать друг друга. В профессиональный праздник я желаю уверенной торговли, чтобы не росла арендная плата за помещение, чтобы тих товар всегда находил своего благодарного покупателя!




Николай БЕРЕЗКИН