Без родителей – на отдых

Сегодняшние детские лагеря совсем не похожи на советские, в которых выросло старшее поколение. Но порой бывает сложно не только выбрать конкретный лагерь, но, в принципе, и решиться отправить свое чадо отдыхать самостоятельно, без присмотра мамы и папы, бабушек и дедушек.

 

Сегодняшние детские лагеря совсем не похожи на советские, в которых выросло старшее поколение. Но порой бывает сложно не только выбрать конкретный лагерь, но, в принципе, и решиться отправить свое чадо отдыхать самостоятельно, без присмотра мамы и папы, бабушек и дедушек.

Родители мучаются вопросами и опасениями. Как же ребенок столько времени проведет без меня? Будет ли он чистить зубы? Как сложатся его отношения с инструкторами? Будет ли его отдых безопасным?

Во-первых, с семи лет ребенок может вполне самостоятельно проводить время без родителей. Обычно дети в таком возрасте к этому психологически уже готовы. Другое дело, что к выбору лагеря нужно подойти ответственно. Это очень важно, потому что на скорую руку принятое решение может испортить ребенку отдых, заставить родителей волноваться и в итоге навсегда отказаться от этой идеи.

Детский лагерь вообще, независимо от программы и места проведения, – это принципиально новая ситуация для ребенка, если он впервые оказался один вдали от дома. Для него это шанс развиваться, меняться и расти – не бойтесь дать ему эту возможность! Жить ему придется самостоятельно, и дети, кстати, чаще всего этого и хотят. Так что начинать всё равно придется, а оттягивать этот момент не стоит. Для того, что бы всё прошло удачно, важно выбрать программу и организатора детского отдыха, психологически подготовить себя и правильно настроить ребенка на отдых в лагере.

Что должно быть

Большое значение имеет профессиональная подготовка и опыт работы инструкторов. Если человек, который будет работать с вашим ребенком, проходил курсы и за его спиной энное количество лагерных смен, причем не только в качестве сотрудника, то, скорее всего, он умеет «видеть» детей и понимать, что им нужно. Такой вожатый сумеет найти индивидуальный подход к каждому, вовремя подобрать «правильную» игру. Постарайтесь заранее познакомиться с тем, кто будет присутствовать непосредственно на смене с вашим сыном или дочерью, расскажите им об их будущем воспитаннике, его интересах и привычках. Хорошему инструктору (вожатому) это будет интересно.

Также большую роль играет количество вожатых. Посудите сами: разве могут два человека понять каждого ребенка и позаботиться о нем, уделить время и внимание, если он отвечает за тридцать детей одновременно? При всем его желании и профессионализме вряд ли. Взрослый в таком случае будет занят больше обеспечением безопасности и организацией мероприятий. Оптимальное соотношение – один воспитатель к шести или семи детям.

Здорово, если у детей будет оставаться возможность постлагерного общения с новыми друзьями. Некоторые организаторы детского отдыха заботятся об этом, и ребята знают, с кем они будут отдыхать в следующий раз, им не надо бояться потерять друзей.

Формируем ожидания

Сначала успокойтесь сами и вспомните свое детство. Были ли в нем лагеря, что они значили для вас? Вы могли как мечтать о летней программе с друзьями, так и считать этот вид проведения каникул неприемлемым для вас. Но это – ваши чувства, а ваш ребенок – совсем другой человек. Что будет в лагере? Для начала там не будет родителей. Об этой совсем естественной на первый взгляд вещи стоит ребенка предупредить и узнать у него, что он думает по этому поводу. Нужно сказать, сколько будет продолжаться смена, когда он уезжает, когда вернется и что его ждет после возвращения домой. Это важно для того, чтобы ваш ребенок чувствовал и знал, что его ждут и без любимых родителей он останется только совсем на недолго.

Поделитесь с ним своими мыслями по поводу того, чего вы ждете от этой смены и от него. Вы хотите, чтобы он стал более самостоятельным, произвел впечатление воспитанного и активного ребенка и нашел новых друзей? Скажите ему об этом, он не умеет читать мысли, и очевидные для взрослого вещи для ребенка совсем не естественны. А вот нравиться родителям и получать от них заслуженную похвалу он хочет, и будет стараться приложить к этому усилия! Предупредите свое чадо о том, что обо всех трудностях, включая плохое настроение, нужно говорить и не стеснятся этого. А еще нужно слушаться и выполнять просьбы и требования вожатых. Рассказать об этом ребенку важно для того, чтобы он понимал, что чужие взрослые знакомы с его родителями и пользуются их доверием. К таким вожатым юный путешественник будет больше расположен, а значит, и им будет проще заботиться о нем и о его безопасности. Куда же без отряда и других детей! Их будет много, и они будут непохожи друг на друга. С одними захочется дружить, с другими – нет. Кто-то будет угощать конфетами, а кто-то об этом и не подумает. Объясните ребенку, что все дети разные и что обижаться на них, когда они поступают по-своему, не нужно.

Ценные указания

1. Не стоит немедленно «решать все вопросы» по первому звонку своего чада.
Часто дети сразу же начинают звонить и жаловаться на то, что они соскучились, что их поселили «неправильно». Не воспринимайте эти слова как чистую правду. Дети в такие моменты склонны преувеличивать, и обычно все их претензии после проведения первых игр на знакомство исчезают достаточно быстро. Успокойте его и скажите, что всё будет в порядке и он – в надежных руках. Позвоните вечером, после отбоя, и узнайте, как на самом деле обстоят дела.

2. Общайтесь с ребенком через день.
Частые звонки отвлекают его от занятий и дают лишний повод вести себя «как маленькому». Достаточно интересоваться тем, что происходит в лагере, в каких играх он принимает участие, как складываются отношения с ребятами.

3. Не пытайтесь окружить его телефонными опекой и заботой.
Пусть поймет, что на самом деле он гораздо взрослее и умеет намного больше, чем ему казалось раньше. Неудачи и слезы – это тоже совершенно нормально. Разве вы видели человека, который никогда не расстраивался и не ошибался?

4. Старайтесь не говорить ему о том, что вы соскучились.
Подчеркните, что он молодец, вы за него рады, гордитесь им и ждете домой. Таким образом вы сможете находиться в курсе событий и в тоже время дадите ему возможность почувствовать бОльшую самостоятельность и не будете «вырывать» его из программы.

Елена КОСТАЛЬСКАЯ,
психолог Социально-психологического центра
(по материалам журнала «Психология»)