Жизнь и смерть моногородов

Итоги хакатона «Собери город» от команды «Делай Сам» в Славутиче. По рассказам местных, в Славутиче живёт пёс Басик, известный своей cамостоятельностью. Он любит гулять по городу, когда хозяева уезжают на работу. Эта привычка однажды привела его на выставку собак в Чернигове...

 

Итоги хакатона «Собери город» от команды «Делай Сам» в Славутиче

По рассказам местных, в Славутиче живёт пёс Басик, известный своей cамостоятельностью. Он любит гулять по городу, когда хозяева уезжают на работу. Эта привычка однажды привела его на выставку собак в Чернигове, куда Бася самостоятельно приехал на электричке. Этот случай может показаться удивительным только для жителей больших городов. В таких малых городах как Славутич, скука ещё раз доказывает, что она мать великих открытий и простых развлечений.

Три года назад на постсоветском пространстве урбанистика была дорогим, непонятным произведением науки и искусства, принадлежащим главным образом архитекторам. Но это не продолжение архитектуры. Это область борьбы за то, чтобы город был устроен по гуманистическим принципам, хотя в массовом сознании урбанистика ассоциируется, скорее, с редизайном общественных пространств. Архитекторы полагают, что новая форма способна «европеизировать» местное население. Но, как социолог, я должен теперь избавить вас от градостроительного детерминизма, в этой статье речь пойдет о жизни в идеально спланированном и ужасно скучном городе Славутич.

Сайт городской администрации имеет некоторые интересные данные об истории самого молодого города Украины. Своему рассвету город обязан ЧАЭС. Основная специализация города до 2000 года — производство электроэнергии. Закрытие станции ведет моногород почти к неизбежному закату. Основная специализация города сегодня – производство детей. В городе прекрасно развита детская инфраструктура, наблюдается профицит учреждений культуры и других социальных объектов, которые используются на треть своих возможностей. Славутич — город детей и домохозяек, повторяющих судьбу американок 1960х, осужденных на вечное заключение в бытовом «раю» одноэтажного пригорода. Недаром, чтобы сохранить рассудок время от времени местные устраивают вылазки в Киев, где просто слушают звуки города.

Но, с другой, стороны, когда много высококлассных специалистов — инженеров, изобретателей — остаются без работы, они могут открыть собственные компании, объединиться в кооперативы, заточенные на высокотехнологичные производство и работать на экспорт. Отличный пример того, как быстро технологии могут повлиять на нашу повседневную жизнь, структуру экономики, общение, жизненные шансы, частную и публичную сферы, возможности для трудоустройства, туризма и многое другое показывает голландский город Эйндховен. Всё, что произошло в Эйндховене в 2000-ых годах, архитектор Кейс Донкерс называет своего рода «ренессансом» некогда промышленного центра. Возрождение города произошло, когда Кейсу и его команде удалось убедить молодёжь остаться в городе и работать над своими изобретениями. В Славутиче нет заброшенных фабрик, но много пустующих объектов социальной инфраструктуры, которые при поддержке местной власти, могут быть отданы под лаборатории и коворкинги, арт-резеденции и дизайн-мастерские. Чтобы превратить Славутич в притягательный город, нужна творческая атмосфера, низкие арендные ставки и льготное кредитование.

В этом направлении были сделаны первые шаги: Надия Парфан привезла в город фестиваль кино и урбанистики «86», городу был дан статус свободной экономической зоны. Если второе у города, к сожалению, отняли, кинофестиваль продолжает работать на притягательный образ города. Команда «Делай Сам» по приглашению Фонда Генриха Бёлля, в сотрудничестве с объединением «Місто Дія» провели в рамках фестиваля урбанистический хакатон «Собери город», посвященный ревитализации общественных пространств Славутича. Исходя из социального контекста города, перед участниками хакатона была поставлена цель — найти способ перезапуска общественных пространств.

 

Экономика города зависит от качества общественных пространств, которое измеряется по трем важным критериям: безопасность, комфорт и удовольствие. Высокое качество общественного пространства делает его популярным и многолюдным. А там где собираются люди — там и прибыль для обслуживающего их потребности бизнеса. По двум первым критериям Славутич получает твердую пятерку, но в городе, его общедоступных пространствах, совершенно нечего делать, они пустуют, лишены смысла.

Марийка Семененко, тьютор хакатона «Собери город», куратор документальных социокультурных проектов
Поэтому в задачи участников воркшопа входило придумать идеи того, как с помощью минимального количества ресурсов оживить общественные места Славутича, найти им новую функцию. Работая над структурой хакатона, мы предложили изучить и опробовать следующую методологию: первый этап — это предпроектное исследование, которое включает в себя интервью с жителями, наблюдения за их деятельностью в конкретно выбранном месте, оценка качества публичного пространства по «12 критериям» Яна Гейла; второй этап — прямая интервенция в пространство города, план которой придумывается, а потом осуществляется вместе с пользователями этого пространства. Задача интервенции всегда состоит в том, чтобы показать, как можно по-новому использовать общественное место; третий завершающий этап — разработка решений для устойчивого развития идей по улучшению городской среды.

 
Действуя по вышеуказанной методологии, совместно с жителями Славутича и участниками хакатона мы выявили проблемные места города. Таких мест оказалось пять: вокзал, центральная площадь, заброшенное детское кафе в центральном парке, каскад фонтанов, котлован. Их объединяло одно — в силу разных обстоятельств и причин они утратили свою первоначальную функцию.

Гуляя по Славутичу, я обратила внимание на неработающие фонтаны. Местные рассказали, что они уже давно отключены и ввиду кризиса вряд ли их включат снова. Поскольку в городе очень много детей, в голову пришла мысль, что фонтаны можно трансформировать в площадку для игр. На следующей день наша группа решила это проверить. У нас были бечевка, скотч и мелки. Мы начали делать игру паутину, и к нам сразу присоединились мимо проходящие дети. Дальше мы придумывали вместе. Из других отделений фонтана мы сделали 3D классики, лабиринт, футбольное поле, которое дети нарисовали сразу со зрителями, и игру в кружки (нужно бросить мяч на кружки с различными заданиями, куда мяч попадет, то задание и нужно выполнить). Таким образом, «не-фонтан» на пару часов трансформировался в «фонтан игр».

За то время, что мы были с детьми, подходили их родители, приносили сок, конфеты, мяч, оставались с нами, общались. Ненадолго фонтаны снова заиграли. Мы показали, что не только вода может их оживить.


"НЕ ФОНТАН" ("not a fountain") from MistoDiya | CityMaking on Vimeo.

Дарья Федотова, тьютор хакатона «Собери город», куратор проектов в сфере городского развития
Во время экскурсии по городу моё внимание привлёк необычный овраг, правильной формы, покрытый зеленью. Оказалось, что, первоначально, на этом месте планировалось сделать озеро, сообщающееся с малым озером в парке (благодаря циркуляции из мелкого быстропрогреваемого водоема должен был производиться нагрев воды в большом), но грандиозной технологической утопии не удалось реализоваться из-за нехватки средств. Позже был разработан план жилищного комплекса, в администрации города даже размещён его макет, но этот проект также не воплощён в жизнь. Таким образом, получившийся котлован оказался связан как с большими надеждами, так и с разочарованиями жителей. В конце концов, он просто перестал восприниматься как городское место. Жители используют его как транзитную зону, просто «срезая» дорогу.

 

Чтобы вдохнуть новую жизнь в это место и привлечь туда горожан, наша группа предложила наполнить его неформальными практиками и событиями. Мы решили, что котлован может стать площадкой для пикников, прыжков на батуте, запуска воздушных змеев, музыкальных фестивалей, кинопоказов и так далее. И следуя философии простых изменений здесь и сейчас, устроили городской пикник на обочине котлована вместе с участниками воркшопа и жителями города.

Долгосрочную стратегию развития места мы увидели в организации дендропарка с различными сортами трав, цветов и деревьев, само пространство которого будет располагать людей к новым видам деятельности и общению. И, случайно или нет, котлован стал оживать прямо на наших глазах: на следующий день на месте пикника уже сидела группа подростков, а в центре «не-озера» мужчина стрелял из арбалета.

 

Ульяна Быченкова, художница, участница рабочей группы «Котлован»

В городском контексте Славутича неформальные места и практики показались мне дефицитными явлениями. Прагматично-прямоугольный язык модернистской архитектуры, распланированность зон: жилья, спорта, покупок — вымывает спонтанность и неформальность из повседневности. И «котлован» имеет большой потенциал для удовлетворения потребности в неформальных городских переживаниях: активных (самоорганизованные игры, фестивали…) и пассивных (пикник, чтение…). Стоит так же упомянуть от том, что «котлован» окружен по периметру: школой искусств, дворцом творчества, учебно-производственным комбинатом (УПК), фитнес-клубом, и в теплое время года его логично было бы использовать для различных занятий на открытом воздухе — лекций и пленеров, йоги и танцев, что содержательно и визуально гуманизировало бы эту отчужденную локацию.

Жительницы Славутича, участницы рабочей группы «Котлован»: Евгения Винникова, художник-дизайнер, Александра Рязанова, дизайнер-верстальщик и Юлия Власкова, студентка Академии Искусства и Архитектуры
В Славутиче второй год подряд прошел Международный фестиваль кино и урбанистики «86». И если первая часть, относящаяся к кино, прошла успешно (интересные фильмы, полный кинозал зрителей, бурные овации, жаркие обсуждения), то вторая часть – хакатон «Собери город» — к огромному сожалению, остался не замеченным большинством горожан. Информационная составляющая почти отсутствовала как таковая. «Где/когда/в котором часу» знала, наверное, только команда фестиваля. Малоинформативные рекламные баннеры не вносили ясности в происходящее. И не обновляющиеся во время группы в соцсетях — тоже. К примеру, о самом хакатоне, как об элементе фестиваля, многие узнали случайно или только благодаря «сарафанному радио».

Однако, не смотря, на этот жирный минус, сам хакатон все же состоялся. Оценив возможности и, учитывая мнения опрошенных горожан, гости нашего города придумали нетривиальные решения по оживлению пяти, так называемых, публичных пространств: славутичского вокзала, центральной площади, бульвара с недействующими фонтанами, главного городского парка и местного котлована.

Самыми интересными и наиболее реалистичными, на наш взгляд, оказались говорящие проекты «Не-фонтан» и «Не-озеро». На территории неработающих фонтанов ребята предложили устроить игровую площадку для малышей (хотя не понятно, почему не прозвучало предложение о ремонте и запуске самих фонтанов). А проект «Не-озеро» с рабочим названием «Котлован» очень интересен, как самое многофункциональное зелёное пространство, где в тёплое время года удобно устраивать пикники, летние площадки для игр, занятий йогой, музыкой, танцами, кинотеатр под открытым небом, пленеры. Зимой тут можно было бы, к примеру, устраивать огромный каток. Очень хочется посеять здесь травы и посадить собственный дендропарк. Что же касается городского парка и площади, то многое из предложенного, а именно кафе и музыка, в той или иной мере у нас уже было когда-то реализовано, однако не выдержало испытание временем. Особого внимания заслуживает проект «Не-вокзал» хотя бы за предложение снести все окружающие недострои, которые портят впечатление о городе у наших гостей, да и ландшафт, в целом. Но и создание зоны wi-fi, информационно-выставочного блока для туристов и приличного кафе для ожидания, было бы тоже отличным решением.

 

Кроме этого, во время проведения хакатона, на центральной площади Славутича проходил воркшоп от киевской студии «Пилорама», где силами гостей города и некоторых горожан были созданы 16 ярких деревянных мобильных модулей, которые могут как существовать отдельно, так и объединяться, образуя единое пространство для общения. Однако, судя по комментариям местных социальных групп, данная уличная мебель не нашла отклика в душах местных обывателей. Большинство сошлось на том, что эти модули не вписываются в обыденное пространство площади, однако хорошо смотрелись бы, по их мнению, в городском парке или ближе к скейт-парку.

 
Вот один из комментариев: «На самом деле, модули как по мне, гармонично бы подошли для парка, или одного квартала, где превратились бы в, своего рода, «фишку». Их можно обыграть (до оформить по своему), поставить и проводить досуг т.к. это модуль-трансформер . Нужен стол для большой компании пожалуйста, лавочка — перевернем и вуа-ля лавочка…». Однако нашлись и такие: «На дачу пойдет».

На наш взгляд, воркшоп от «Пилорамы» хорош хотя бы тем, чтобы наглядно показать жителям, а в идеале и нашим господам управленцам, как быстро и минимальным количеством средств, можно создать отличную зону отдыха, привнести что-то новое в пространство города. И пусть это временная мебель, всего лишь на сезон.

Подводя итоги хотелось бы еще раз отметить, что очень жаль, что на презентации проектов отсутствовал главный человек города — мэр, а так же, сами славутчане, ибо 5 человек от города это все же слабый показатель активности. Надеемся, данные проекты не «канут в лету», а будут хоть и по чуть-чуть, но реализовываться в жизнь. Хакатон — это история о разном мироощущении изнутри и снаружи. Для нас, славутчан, это возможность взглянуть на наш общий дом и на самих себя глазами гостей города, интересный эксперимент, участником которого может стать каждый житель любого возраста.

 

От имени всех славутчан мы хотим поблагодарить организаторов, кураторов и участников фестиваля, за то, что они навестили наш славный городок и расшевелили нашу обыденность своими живыми «горящими» глазами, веселыми улыбками, неожиданными фотографиями Славутича и, конечно же, потрясающими идеями по развитию и преобразованию. Очень ждем вас на следующем фестивале.


Дмитрий Заец, тьютор хакатона «Собери город», социолог