Завантаження ...
Новобудови Києва
Новобудови Києва

Режиссер фильма "Русский дятел" Грасиа: Авария на ЧАЭС связана с Евромайданом

Сенсационный документальный фильм "Русский дятел" посвящен альтернативному расследованию аварии на ЧАЭС 26 апреля 1986 года. Главный герой картины киевский художник Федор Александрович берет интервью у работников атомной энергетики и благодаря собственным умозаключениям...

Сенсационный документальный фильм "Русский дятел" посвящен альтернативному расследованию аварии на ЧАЭС 26 апреля 1986 года. Главный герой картины киевский художник Федор Александрович берет интервью у работников атомной энергетики и благодаря собственным умозаключениям, основанным на анализе советской тоталитарной системы, доказывает, что авария эта была не случайной.

 
Фильм "Русский дятел" (кадр на фото), посвященный расследованию причин
катастрофы на ЧАЭС, получил главный приз кинофестиваля “Сандэнс”
в январе 2015 года


Славутич – самый молодой город Украины – поражает чистотой, большим количеством детей и невозможностью забыть о том, что совсем рядом начинается Зона отчуждения. Именно в Славутиче во второй раз, с 30 апреля по 3 мая, прошел интересный и перспективный фестиваль кино и урбанистики “86”. Главным событием феста стал первый в Украине (и в СНГ) показ документального фильма “Русский дятел”, посвященного расследованию причин катастрофы на ЧАЭС и получившего в январе нынешнего года главный приз “Сандэнса” – самого престижного форума документального кино в США. “ГОРДОН” посмотрел сенсационный фильм и побеседовал с его режиссером Чадом Грасиа.

Чад уже давно изучает русский язык, и, приехав в Киев по делам, случайно познакомился с эксцентричным театральным художником, преподавателем Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры Федором Александровичем. Последний и выдвинул теорию о том, что авария на ЧАЭС 26 апреля 1986 года была спланированной. И фильм “Русский дятел” – расследование, кем именно и почему спланирована. В картине масса интервью с бывшими работниками атомной энергетики и прочими высокопоставленными шишками; много съемок скрытой камерой.

Александрович связывает катастрофу с так называемой “Дугой” – радиолокационной станцией “Чернобыль-2”, точное предназначение которой так до сих пор и неизвестно, хотя формально она была построена для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. В бывшем СССР известно как минимум три таких станции – "Дуга-Н" возле Николаева, “Дуга” в поселке Большая Картель рядом с Комсомольском-на-Амуре и собственно "Дуга” возле Чернобыля. До середины 1980-х годов эти объекты, позволявшие отслеживать высоко летящие цели на дистанции от 900 до 3000 километров, были совершенно секретны. Зато в фильм “Русский дятел” вошли кадры американских новостей за 1976 год с сообщениями о странном сигнале из СССР, достигающем США и названном “Русский дятел” из-за сходства со стуком дятла.

Федор Александрович в ходе своего безумного на первый взгляд, но не лишенного логики расследования сообщает, что на строительство “Дуги” в Чернобыле было потрачено 7 миллиардов рублей (примерно в два раза больше, чем на строительство самой ЧАЭС). Но, несмотря на огромные финансовые расходы, само предназначение “Дуги” так и осталось туманным. Федор Александрович, проинтервьюировав в рамках создания фильма многих работников советской загоризонтной радиолокации, называет имя главного злодея – Василия Шамшина, министра связи СССР с 1980 года. По мнению художника, именно Шамшин и устроил аварию на ЧАЭС, ведь к марту 1986 года стало понятно, что пользы от “Дуги” нет, а авария отвлекла бы внимание от этого факта. Весьма актуально, что во всех бедах Александрович винит Москву: мол, и во время Голодомора 1933-го правительство СССР плевать хотело на украинцев, и в 1986-м решило пожертвовать жизнями десятков тысяч наших соотечественников, лишь бы скрыть бесполезную трату государственных денег. Злосчастную “Дугу” художник называет “глазом Москвы”, а саму ЧАЭС – “атомным сердцем СССР”.

Художник Федор Александрович. Кадр из фильма "Русский дятел"

Конечно, выводы, к которым пришел Александрович, спорны: иногда кажется, что все это он придумал ради эффектных кадров, в которых гуляет – голый, завернутый в полиэтилен и с горящим факелом в руках – по Зоне отчуждения.

Хотя и полезной информации в “Русском дятле” хватает – так, один из интервьюируемых утверждает, что “кто угодно из персонала ЧАЭС мог устроить аварию десятками разных способов”.

Тема фильма Чада Грасиа не ограничивается Чернобыльской катастрофой – ведь и сам герой режиссера, Александрович, – личность странная, харизматичная, изобретательная. Так, последний связывает Чернобыльскую катастрофу с извечным стремлением России обесценить жизни украинцев, с Голодомором 1933 года и прочими трагическими событиями, вплоть до нынешних. Его выводы основаны больше на эмоциях, чем на фактах, но удивительно созвучны тенденциям, которые сейчас царят в обществе.

Скорее всего, деньги, выделенные правительством на строительство “Дуги”, просто “отмывались”: кстати, коррупции в России посвящен другой хороший документальный фильм, “Путинские игры”. То есть – если глобально посмотреть на “Русского дятла” – всю историю с “Дугой” (и катастрофой на ЧАЭС, к которой последняя привела) – можно рассматривать как грандиозную коррупционную схему.

При этом, конечно же, “все нити заговора ведут в Москву”. “Дятел” российский, хоть и находится в Украине”, – утверждает Александрович. Архивные документальные кадры, где Путин говорит, что “развал СССР – самая большая геополитическая катастрофа в мире”, делают фильм “Русский дятел” не только предельно антироссийским, но и открывающим для Запада новую, современную, независимую Украину. Украину, пережившую Евромайдан, – кадры с Федором Александровичем, выступающим на Майдане зимой 2014 года и с легендарной сцены провозглащающим о своей конспирологической теории про ЧАЭС, также вошли в фильм “Русский дятел”. В прокат у нас эта картина выйдет не раньше сентября, и в российское медиапространство также еще не попала.


Кадр из фильма "Русский дятел"


– Мы получили приглашения от трех фестивалей в России, но сомневаюсь, что поедем туда, – говорит Чад Грасиа. – Эта картина создана для американской аудитории, по законам американского кино. Когда я показывал первый отснятый материал на родине, меня спрашивали: “Украина – это город в России?” Это было до войны. Американцы не понимали отношений Украины и России, не понимали, что Украина была частью СССР. Сейчас, конечно, люди уже более осведомлены. Я хотел проанализировать причины Евромайдана. Хотел донести как можно больше информации – о Голодоморе, коррумпированном украинском правительстве. Ведь узнав об этом, и можно понять, откуда взялся немного параноидальный художник – Федор Александрович. Знакомясь с историей его семьи, расстрелах дедушек и бабушек, преследованиях, мы и узнаем больше об истории Украины.

– И как американская аудитория реагировала на “Русского дятла”?

– Невероятно позитивно. После показов люди подходили ко мне, давали деньги для украинских военных, адвокаты предлагали свою помощь всем, кто пострадал от событий Евромайдана…

– Чад, вы сами верите в связь всего: Голодомора 1933-го, Чернобыльской катастрофы, Евромайдана и т.д.?

– Да, авария на ЧАЭС связана с Евромайданом. Понимаю, что, если бы не события последнего времени, эта картина так и осталась бы 7-минутным роликом на ютьюбе; что именно из-за событий в Украине “Русский дятел” обрел такую невероятную актуальность.


Кадр из фильма "Русский дятел"


– То, что в этот фильм попали события Евромайдана, – случайность?

– Да. Но я сразу увидел, что все эти события связаны, что Майдан – новая страница все той же истории. Когда Революция достоинства началась, многие кинематографисты приехали в Украину, и сами украинцы сделали великие фильмы – к примеру, “Майдан” Сергея Лозницы. Но мы к тому времени снимали свою историю уже год. Когда начался протест в ноябре 2013 года, я просто вышел на улицу и снимал, но даже представить себе не мог, как события будут развиваться дальше. А Федор все твердил, что СССР возвращается… Он предвидел вторжение российских войск в Украину еще до Нового года, хотя нам всем тогда казалось, что это совершенно невозможно. Потому сегодня я более внимательно отношусь к прогнозам Феди – пусть далеко не во всем, но все-таки в чем-то он прав. Сейчас Федор Александрович в Нью-Йорке, продает картины, читает лекции и… пугает американцев. Когда его спрашивают, боится ли он за свою жизнь, художник отвечает, что все должны бояться за свои жизни, что война не за горами.

– Кстати, не страшно ли, что слова Федора о надвигающейся Третьей мировой войне, звучащие в “Русском дятле”, могут оказаться пророческими?

– Сейчас – момент мира. Но если Путин попытается взять Мариуполь, мы окажемся ближе к этой войне, чем когда-либо за последние 50 лет. Все окажутся вовлечены в нее, и это будет ужасно. Остается надеяться, что Путин не страдает тягой к суициду. Ведь иногда диктаторы разрушают все, а иногда все-таки понимают, что риски слишком высоки, и останавливаются…

– В вашем фильме часто встречаются термины “российские войска”, “война между Украиной и Россией” – откуда такая смелость, ведь еще не все в мире признали нынешние события войной?

– Не признали разве что Россия, Северная Корея и Китай – так что не такая уж и смелость. К тому же весь текст “Русского дятла” мы проходили с юристами. Мы намеренно использовали формулировку “российские войска вошли в Украину” – они же действительно вошли в Крым. Даже Путин это признал. А Крым – это Украина.

Объект "Чернобыль-2". Кадр из фильма "Русский дятел"

– Вернемся к “Дуге”. В чем была задумка фильма “Русский дятел”?

– Она проста – понять, что “Дуга” делает. Но никто не мог нам дать четкого ответа. Иногда говорили, мол, “она направлена на Ближний восток, куда-то в Абу-Даби”. Я не мог понять, почему никто не говорит правду? Федор – как шут у Шекспира, который задает в лоб каверзные вопросы, но благодаря им мы приближаемся к правде… Я думал, что холодная война закончилась, что все будут рады видеть американца и расскажут обо всех тайнах, но на самом деле снимать “Русского дятла” было очень тяжело. Несколько месяцев заняли интервью с бывшими разработчиками локаторов и офицерами, работавшими на “Дуге”. Иногда я прятался в соседней комнате, чтобы меня не видели, и через скайп посылал вопросы, которые задавали герои фильма. Таким образом, когда в комнате не было американца, люди открывались. Вообще, к финалу работы над фильмом все запуталось: Федор начал опасаться, что я работаю на ЦРУ; я стал оглядываться, а не снимает ли он меня на скрытую камеру… Мы же и сами часто снимали Федора на скрытые камеры. Федор, кстати, не видел фильма до премьеры на “Сандэнсе”, и я переживал, что он убьет меня за это… Но он обнял меня и сказал, что я сделал его одновременно и героем, и антигероем всей этой истории.

– Почему подобный фильм не снял украинец?

– Наверное, фигура Федора не показалась бы такой интересной… Ведь у многих тут похожие судьбы, у многих семьи поколениями страдали. Это теперь я понимаю, что у вас в стране таких много. Но на моем жизненном пути первым встретился Федор. И его история меня поразила. И для меня он стал таким символом.

– На ваш взгляд, когда дух всего советского выветрится из Украины?

– Лет через 50. Не одно поколение должно прожить, пока этот дух полностью исчезнет. Сейчас трубят, что в Украине на 100% новое правительство, но это попросту невозможно. Даже в США иногда чувствуются призраки Гражданской войны, которая закончилась более 150 лет назад!

Режиссер фильма "Русский дятел" Чад Грасиа с продюсером картины Мариной Ореховой на фестивале кино и урбанистики – 86 в Славутиче. Фото: 86
– Чад, “Русский дятел” – ваш первый фильм, до того вы работали в театре. Но хотя бы мечтали о кино?

– Нет, мечтал не о кино, а о Шекспире. Потратил тысячи часов на постановку десятков пьес, но не могу вам показать ни одной из них. Рад, что в виде кинематографа нашел форму, которая будет существовать более одной-двух недель.
Режиссер фильма "Русский дятел" Чад Грасиа с продюсером картины на фестивале кино и урбанистики 86 в Славутиче. Фото: 86
Режиссер фильма "Русский дятел" Чад Грасиа с продюсером картины Мариной Ореховой на фестивале кино и урбанистики – 86 в Славутиче. Фото: 86

– И о чем будет ваш следующий фильм?

– Секрет, потому что тема опасная. Если в двух словах, то о России и о безумии. Кстати, многие воспринимали “Русского дятла” как художественный фильм и спрашивали, где я нашел актеров на роль старых русских генералов… На мой взгляд, это и вправду не традиционная документалистика, а нечто вроде триллера, детективной истории…

– Как вам Славутич?

– Почти невозможно представить, что такой город существует! Рай, сказка. Место из старых советских фильмов, где все счастливы, воспитывают детей, где улицы чистые, трафика мало, свежий воздух. В Америке искусственно созданные города не так успешны. Мне было важно приехать сюда и тут представить фильм, ведь чувствую себя обязанным этому месту и этим людям.

Катерина ЛЕБЕДЕВА
Журналист

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: