Многогранность проблемы «Будмаркета»

Сразу хочу поблагодарить Александра Купного, который единственный из немногих хотя бы попытался разобраться в этой проблеме. При этом получил не очень позитивные отзывы как от одной стороны конфликта, так и от второй. Ведь сама суть общегородской истории «Будмаркет» имеет не две, а гораздо больше сторон.

Валентина Дарнопых
Сразу хочу поблагодарить Александра Купного, который единственный из немногих хотя бы попытался разобраться в этой проблеме. И пытался рассмотреть две версии развития события. При этом получил не очень позитивные отзывы как от одной стороны конфликта, так и от второй.
Скорее всего, это связано с тем, что сама суть общегородской истории «Будмаркет» имеет не две, не три, а гораздо больше сторон. Гораздо больше вскрывает болезненных диагнозов и выходит за рамки отношений
Исхаков – Репех – Чесноков.


Поскольку я, как директор Славутичского городского фонда поддержки предпринимательства, принимала участие в работе группы по данному вопросу, считаю своим долгом дать некоторые комментарии и собственную точку зрения.

О фонде...

Поскольку далее комментарии могут содержать критику и различные нелицеприятные рассуждения, то, прежде всего, расскажу про работу Фонда поддержки предпринимательства и свои недостатки в этом вопросе.

Славутичский городской фонд поддержки предпринимательства создан в 2003 году. Соучредителем фонда является государственный Украинский фонд поддержки предпринимательства и Славутичский городской совет. К тому времени в Славутиче уже были созданы Коммунальное предприятие «Агентство по развитию бизнеса», бизнес-инкубатор в составе КП «АРБ» и острой необходимости создавать фонд, откровенно говоря, не было. Однако, поскольку именно в этот момент государство решило поддержать развитие инфраструктур поддержки бизнеса на региональных уровнях, а руководила тогда УФПП г-жа Горина Ирина, которая очень хорошо знала г-на Исхакова, то собственно появление фонда благодаря этому и произошло. Да, да именно господин Исхаков, является «папой» СГФПП.

Далее необходимо было определить место и роль фонда в общегородской структуре, во избежание дублирования функций и уменьшения затрат на содержание структур, обеспечить четкими ответственностями и задачами. Таким образом, СГФПП стал в первую очередь заниматься финансовой поддержкой малого бизнеса. За первые годы было реализовано 4 инвестиционных проекта, создано порядка 10 рабочих мест в малом бизнеса.

Для тех, кто не очень понимает, чем финансирование от СГФПП отличается от просто банковского кредитования, то небольшое разъяснение. Прежде всего – это уменьшение затрат для предпринимателей на обслуживание кредита (% по финансовой помощи от фонда всегда ниже, чем обычная банковская ставка), расширение возможностей для привлечения дополнительных кредитных средств (проекты совместного финансирования, когда часть денег дает фонд, часть дает банк), консалтинговое сопровождение со стороны фонда (юридическая, бухгалтерская консультация и помощь, бизнес-тренинги, маркетинговая информация и т.д. входят в комплекс услуг по финансовой поддержке). И самое главное – получателями финансовой помощи от СГФПП могут стать начинающие предприниматели в тех направлениях, которые являются приоритетными для города. Чего, безусловно, никакой банк не делает.

Далее финансирование со стороны местного бюджета практически сошло на нет, несмотря на то, что каждый год планировалось выделение средств на расширение «кредитного портфеля».
В связи с этим, СГФПП стал практически работать исключительно на привлечении грантовых ресурсов в город Славутич по поддержке и развитию общественного сектора, развитию потенциала общественной инициативы и развитию навыков у молодежи в сфере предпринимательства. Количество проектов, которые реализованы СГФПП совместно с общественными организациями МГО «Центр развития сообщества», МГО «Лаборатория малого бизнеса», женскими организациями города за эти годы более 20. Общая сумма грантовых привлеченных ресурсов более 4-х млн грн.

Главные задачи, которые ставил перед собой фонд – это развитие и поддержка потенциала общественной и предпринимательской инициативы. Наша стратегия – чем активнее и профессиональнее общественность в вопросах городского управления, политики, принятия решений, мониторинга, тем выше прозрачность деятельности власти, тем проще работать бизнесу в Славутиче, тем лучше инвестиционный климат в городе, тем привлекательнее город для внешних инвесторов.

СГФПП значительную часть работы посвящал именно формированию внешнего имиджа Славутича, в том числе в сфере развития инфраструктуры поддержки бизнеса, электронного управления, демократических инструментов, существующих в городе.

Что касается непосредственно предпринимателей, то еще 2009 году мы начали работу по поддержке предпринимателей в вопросах отчетности, далее включили в перечень услуг помощь в получении электронных ключей (славутичским предпринимателям не приходится ездить за электронными ключами в Чернигов или Киев), помощь в освоении программных продуктов и систем в которых осуществляется электронная отчетность, консультирование по формированию электронных отчетов и т.д. К сожалению, электронная отчетность – это требования государства, определенное давления государственных органов требующих эту отчетность, а совсем не добровольное желание наших предпринимателей переходить с бумажной на электронную. Тем не менее, тенденция эта абсолютно соответствующая мировым и европейским стандартам. Именно поэтому мы взяли на себя ответственность, по крайней мере, облегчить этот переход для наших предпринимателей.

Таким образом, на сегодня фонд обслуживает более 400 клиентов (предпринимателей и юридических компаний).

Вот, балансируя на грани выживания, при минимальном финансировании со стороны местного бюджета, имея в штате всего 2-х сотрудников, будучи по статусу неприбыльным, соответственно, имея ограничения «чисто зарабатывать», проработал СГФПП почти 12 лет.

Что было плохо. Плохо, что мало говорили о себе, мало информировали и при малом бюджете, фактически мало сделали. Но главное, при всех красивых отчетах, в принципе активной деятельности, прозевали и допустили подобную конфликтную ситуацию под названием «Будмаркет».

Поскольку, если ты относишь себя к структуре поддержки бизнеса, то самая главная твоя задача – предоставлять эту практическую поддержку. А не только красиво отчитываться.

И вот вырисовывается одна грань проблемы.

Грань 1

Как, каким образом, в Славутиче, где были созданы такое количество структур поддержки бизнеса: Агентство по развитию бизнеса, бизнес-инкубатор ( с ежегодным финансирование до 300 тыс. грн в год из местного бюджета), Славутичский городской фонд поддержки предпринимательства (с финансированием до 30 тыс. грн в год) предприниматель (неважно, Иванов, Петров, Сидоров) который легально, честно, продуктивно работал в Славутиче, платил налоги, не смог оформить документы, пройти процедуры, защитить себя?

Какие метаморфозы произошли с людьми, которые получали заработную плату за поддержку предпринимательства, что они вдруг стали центральными участниками конфликта между теми же предпринимателями и своими бизнес-интересами? Почему предприниматель не получил профессиональной юридической поддержки, элементарной консультации? Почему он даже не обратился за этим?

Кому нужны такие структуры, которые развивают собственный бизнес вместо того, чтобы помогать развитию других?

Это как доктор, который прошел обучение за деньги города, получил возможность за деньги местного бюджета пройти практику в лучших клиниках мира. На него возлагали надежду все жители. А он потом стал лечить только себя и своих близких. Все. Кому нужен такой доктор? И как его можно оценить с точки зрения морали?

То есть проблема в том, что в Славутиче необходимо срочно провести аудит работы всех структур поддержки бизнеса, оценить эффективность, поставить ключевые показатели результативности и постоянно мониторить их деятельность. И не для того, чтобы «ведьм погонять», а для того, чтобы истории подобной этой не случились в принципе. Чтобы доверие предпринимателей к структурам поддержки бизнеса было высоким, чтобы профессионализм сотрудников был на том уровне, который позволяет защитить интерес предпринимателя, если это необходимо.

Грань 2

Хотите, я предположу, куда бы в первую очередь рванул «обиженный» предприниматель? Правильно к Владимиру Петровичу Удовиченко. Потому что наш мэр – это и бизнес –инкубатор, и фонд поддержки предпринимательства, и школа искусств и бассейн одновременно. Решает все вопросы, вникает во все проблемы. И это, с моей точки зрения, вторая грань конфликта. В Славутиче не работает система. Вернее, система существует. Централизованная. Поэтому предприниматели все вопросы стараются решать непосредственно с мэром. А инфраструктура поддержки бизнеса все больше превращается в антураж. Вряд ли кто-то из предпринимателей серьезно (до последних событий) относился к тому же фонду поддержки предпринимательства. А решая вопросы через Владимира Петровича, предприниматели попадают к нему в определенную зависимость. Теперь они ему чего-то должны. Теперь он будет манипулировать ими. Приближая и поощряя когда нужно, сталкивая между собой, когда они «распоясываются» и выходят из под контроля.

Эту систему необходимо менять. Я не призываю менять мэра. Я за создание здоровой конкуренции в городе. Когда твои конкурентные преимущества не за счет приближенности к власти, а за счет высокого качества продукции, услуг, высокого уровня в менеджменте.

Грань 3

Но в этой истории яркими гранями заиграла еще одна составляющая наших проблем. Рискуя окончательно поставить под удар вопрос существование фонда поддержки предпринимательства, все-таки сообщаю.

Эта проблема в коллективном органе, который собирается раз в месяц, собирается абсолютно не подготовившись в этому важному событию для жизни города, наплевательски относясь даже к самому присутствию (хочу - хожу, хочу - нет) и решает, вы не поверите, наши с вами судьбы. Нет – это не съезд психиатров, не коллоквиум ученых бабочковедов. Это наши депутаты. Наши с вами избранники. Мало того, что это высший орган управления нашего с вами города, он еще и коллективно безответственный. Поскольку НЕ НЕСЕТ НИКАКОЙ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за коллективно принятые решения. В нашей истории – это именно этот коллективный орган, который сделал все, чтобы предприниматель не смог пройти установленные законодательством возможности и не смог приватизировать Будмаркет. (Сразу оговорюсь, что среди наших депутатов все-таки есть и очень грамотные и принципиальные люди, некоторые профильные комиссии регулярно и профессионально работают, их работу видно тут же на сессии, они регулярно участвуют в заседаниях сессии). Однако что называется, общий портрет, к сожалению, не слишком радует.

Скажу больше, именно депутатский корпус должен нести ответственность и за развал идеологии по поддержки бизнеса в Славутиче, каждый раз требуя от структур АРБ, бизнес-инкубатор, фонда поддержки каких-то показателей дополнительной доходности, требуя зарабатывать на предпринимателях больше, а не запрашивать из местного бюджета. Именно эта политика выкручивания рук, не желания разобраться по сути, привела к тому, что в Славутиче как бы существуют структуры поддержки предпринимательства, но некоторые руководители этих структур, успешно усвоив рекомендации депутатов, стали очень активно заниматься собственным бизнесом. В том числе бизнесом на недвижимости. В том числе входя в конкуренцию с обычным действующим предпринимателем.

Примеров политиканства наших депутатов можно приводить много. Но лучше один раз прийти на сессию и посмотреть. Это еще то шоу.

Но это важные герои нашей истории. Именно депутаты не дали возможности предпринимателю нормально приватизировать помещение, которое арендовал, улучшал все эти годы, именно депутаты до сих пор не приняли программу поддержки предпринимательства на 2015 год и именно депутаты, в качестве «урока» за несдержанность дружно проголосовали за создание комиссии по разборке с непокорным Фондом поддержки предпринимательства. То есть со мной.

Так что, возможно, в скором будущем Славутичский фонд поддержки предпринимательства просто прекратит свое существование, погрузившись в разборки в Альтернативой. Как у Гоголя "Тарас Бульба" : «Я тебя породил, я тебя и убью».

Грань 4

Есть еще один герой нашей истории. Спокойно и невозмутимо, отстраненно смотрящий, на все эти баталии в городе. Равнодушно взирая на то, как предприниматели выясняют между собой отношения, трактуя на свой лад, особо не задумываясь о последствиях. Это ты житель Славутича. Простой, обычный, работающий на предприятии или в учреждении, получающий заработную плату ежемесячно, не зависимо от ситуации на рынке, Нервничая, если только зарплату задерживают. Житель города, который, знает, что завтра встанет и пойдет на работу, а потом на карточку упадут деньги и он сможет купить что-то домой и детям. А там лето, а там и отпуск.

Я это нарочно нагнетаю, не для того, чтобы обидеть нормальных людей, жителей моего города. А чтобы заострить внимание, чтобы вы почувствовали разницу между предпринимательством и наемным трудом. Вариант каждый, безусловно, выбирает себе сам, но не каждому удается выбрать именно то, чего он хочет на самом деле. В предпринимательство не всегда идут от хорошей жизни. Бизнес, особенно малый – это риск, риск, риск. Это ответственность. И это абсолютная уверенность, что, если я завтра не придумаю идею, послезавтра мне нечего будет есть. Если сегодня не найду более выгодного поставщика, завтра мне нечем будет платить заработную плату людям.

Простой гражданин напрямую не зависит от решений сессии, депутатов, городского председателя. Ну, вот так, напрямую, непосредственно. Но именно этот избиратель формирует состав депутатов, избирает городского председателя. Один раз в 5 лет проголосовали, а потом вернулись в свои проблемы и интересы.

А вот все остальные участники истории – предприниматели, структуры поддержки бизнеса, депутаты и городской председатель все эти 5 лет и разбираются со всем этим. Кто как может. Так что, уважаемый славутчанин, получается, ты есть главный герой этой истории. Именно от твоего решении зависит то, как мы будем жить следующие 5 лет. Какие депутаты придут, кто будет у власти. Так что начинайте думать уже сейчас, а поскольку вы, славутчане, являетесть таки главными героями этой истории, то рассмотрим, как «Будмаркет» касается лично вас.

Грань 5

Наверное, любой здравомыслящий человек понимает, что главная причина конфликта в этой истории это недвижимость и, соответственно, деньги. А какое это отношение имеет к обычному славутчанину? Да самое непосредственное.

Постараюсь простым языком.

История 1. Представьте себе, что у вас есть лишняя квартира. Случайно. В Киеве. Вы ее сдаете в аренду. По 5000 грн в месяц. Вас все устраивает. Вы счастливы. Все в порядке. Но согласно условиям договора с арендатором договор заканчивается через месяц. Вы даете объявление как можно в большее количество изданий, в интернет, стараетесь привлечь как можно больше претендентов, чтобы устроить между нами конкурс и получить большую стоимость. И, ура, все состоялось. Вы сдали в аренду уже не по 5000, а по 6000 грн. в месяц. Все понятно и прозрачно.

История 2. Представьте себе тоже самое. У вас есть квартира, вы ее сдаете в аренду за 5000 грн. Все хорошо. Но вдруг случайно узнаете, что ваш арендатор сдал вашу квартиру субарендатору по 6000 грн. При этом ваш арендатор вам продолжает платить 5000, а 1000 грн. кладет себе в карман. При этом никаких документов подтверждающих нет, все шито-крыто. На вашу просьбу выехать из квартиры, поскольку нарушены права собственника, вы слышите «Срок договора аренды не закончился? Я плачу как обязался по договору? Тогда только через суд!» И на ваших глазах, даже не сам арендатор, а субарендатор завозит мебель дополнительную, занавесочки развешивает.

История 3. Опять же у вас квартира, вы ее готовы сдать в аренду. Но, поскольку, сильно заняты, вы просите сделать это своего друга, который большой специалист в недвижимости. Этот друг, говорит вам, что мол, ты знаешь, сейчас недвижимость упала, сейчас это стоит не 5000 а 4000 грн в месяц. Вы соглашаетесь. Сдаете в аренду по 4000. А потом, опять же случайно узнаете, что этот друг заключил договор с арендатором 4000 перечислять на ваш счет, а 1000 грн на другой счет (понятно, что не ваш).

История 4. Тот же вариант что и 3, только арендатор оказался ушлым и нашел субарендатора, за те же 6000 грн. Ну а дальше как в истории 2. Юристы, суды, издержки….

Выводы понятны. Вы разъярены, вы несете дополнительные издержки связанные с судами, вы чувствуете себя лохом, вы разорвали все отношения со своим другом. Вы ненавидите свою квартиру, поскольку она столько доставляет хлопот и нервов. А рядом стоит другой друг и нашептывает «Да продай ты ее к чертовой матери. Одни нервы. Ты же всегда будешь в лохах, конфликт будет вечным, пока у тебя будет недвижимость».

Вы подумали, подумали и продали свою квартиру, по цене значительно ниже рыночной. Лишь бы избавится от неприятностей. Самое интересное, что купил эту квартиру тот самый друг, что все нашептывал «Продай, да продай». В итоге. Ни квартиры, ни постоянного дохода. Зато и нервов никаких.

Понятно, что эту аналогию я привожу, чтобы прояснить: вся наша с вами коммунальная собственность – это наша с вами квартира, которая сегодня дает постоянный доход в местный бюджет. В идеале с этой недвижимостью должна происходить только история 1. На практике же происходят история 2, 3, 4. Есть и 5, и 6. Просто не хочется утомлять читателя. Но суть ясна. «Будмаркет» это один из вариантов управления «вашей» квартирой. Суд признал, что вариант не совсем законный. «Ваша квартира» вам возвращена. Это главное. А вот что с ней делать дальше? Как по мне, работать по сценарию первой истории. Чтобы чисто и прозрачно.

Мы с вами оказались великими простаками в истории с «Будмаркетом» и дважды будем простаками, если будем продолжать молчать и делать вид, что нас это не касается, что эта разборки между Ивановым и Петровым. А грабят же нашу с вами квартиру.

И в заключении

Работа группы по проблемам с недвижимостью, митинг возле «Будмаркета», историческая сессия, на которой было высказано недоверие некоторым руководителям, начались с простого письма предпринимателей, которые арендуют помещения в «Люксе» и которые не захотели молчать. Письмо пришло в исполнительный комитет с просьбой передать управление зданием «Люкса» из КП «Агентство регионального развития» в КП «ЖКЦ». И это уже другая история. История № 7. Так что продолжение следует.

С уважением к почтенной публике с гордым именем «славутчане»
Директор Славутичского городского фонда поддержки предпринимательства
Валентина Дарнопых.