Завантаження ...

У кого могут быть проблемы после проверки счета банком

bank.jpg

Банки не только должны заниматься сбережением денег, но и проверкой - откуда именно вы получаете финансовые поступления. Например, если речь идет о финансировании террористов или “отмывании” денег чиновниками. Как им это удается? Ссылаясь на данные НБУ, Информатор Деньги расскажет, что такое финансовый мониторинг и кого он может коснуться. По сути это проверка банковского счета клиента и его данных на случай, если окажется, что внезапно зачисленная сумма на его счет —

— это плата за подготовку к террористическому акту, доказательство коррупции. Такое полномочие банки получили еще в 2020 году. Обязательному финансовому мониторингу подлежит операция с “наличкой” (взнос на карту, передача или получение денег), если ее сумма равна или превышает 150 тысяч грн — или эквивалент в иностранной валюте, банковских металлах. 

При оплате посредством платежных терминалов и других посредников финмониторинг проводит банк, который обслуживает карту клиентов. Однако если операция прошла в кассе другого банка (даже через платежный терминал), то обязанности проверки возлагается на это учреждение. Основой финмониторинга является установление личности клиента и проверка его данных на соответствие реальности. Как правило, все, что от него требуется, — это информация о паспорте и ИНН. Однако порядок верификации и идентификации устанавливается внутренней политикой банка. Поэтому при открытии счета в банках у вас просят документы. Проверяя данные клиента, финансовое учреждение может использовать только официальные источники и не нарушать закон. К слову, реципиентами банка могут быть и жители с пропиской в Крыму. Для этого им не нужно иметь при себе справку переселенца, а ограничения со стороны банков могут рассматриваться как дискриминация. При этом жители полуострова так же, как и остальные реципиенты, могут стать объектами финмониторинга. 

ЗАЧЕМ ЭТО ДЕЛАТЬ?

Для борьбы с:

  • финансовыми пирамидами 
  • “отмыванием” доходов, полученных преступным путем,  и укрытием от налогов
  • распространением оружия массового поражения (по крайней мере, так пишут в НБУ)

ЧИНОВНИКИ, ПОЛИТИКИ, СИЛОВИКИ И ОЛИГАРХИ

Особое внимание заслуживают публичные люди национального масштаба. В своих разъяснениях Нацбанк обращает внимание, что в адрес них финмониторинг может включать и проверку источника дохода. Однако это позволительно только, если:

  • есть низкий уровень риска деловых отношений с партнером или разовой финансовой операции на значительную сумму 
  • у банка нет подозрений в “отмывании” денег или финансирования терроризма
  • открытый банковский счет используется для получения зарплаты и соцвыплат или объем фин. операций на всех счетах не превышает 200 тысяч грн за квартал 

Со вторым и третьим пунктами все более-менее очевидно, вернемся к первому. Высокий уровень риска отношений может быть, если:

  • клиент работает с гос. средствами (принимает решение об их распределении, является поставщиком товаров или оказывает услуги за бюджетные деньги)
  • участвует в принятии законов и приватизации
  • использует посредника или корпоративные механизмы для того, чтобы скрыть бенефициара компании
  • право собственности регистрирует на свои активы или членов своей семьи
  • имеет доступ к государственным активам 
  • контролирует органы, выдающие лицензии, и руководит операциями по предотвращению “отмывания” денег или финансирования терроризма
  • влияет на работу финансового учреждения 
  • работает с оружием или в сфере военно-промышленного комплекса

Но даже высокий риск не является основой для подозрения, а лишь для проверки. При этом даже нескольких критериев может быть недостаточно. Проверить источник дохода можно так:

  • получить информацию непосредственно у клиента
  • получить информацию из источников информации с надежной репутацией (их перечень тут)
  • проанализировать информацию, которая уже есть в банке

При выявлении подозрительных фактором банки обращаются в уполномоченные органы. 

мрия